Teres-1t.ru

Инженерные решения
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Цикл со счетчиком паскаль это

Со словом downto, значение переменной цикла уменьшается на 1 при каждой итерации цикла.

(* for. to, for. downto *)
for i := 1 to ParamCount do
WriteLn(ParamStr(i);

(* Умножение матриц *)
type Matrix10x10 = array [1 .. 10, 1 .. 10] of Real;

procedure Multiply (Mat1, Mat2 : Matrix10x10; var Res : Matrix10x10);
var
i, j, k : Integer;
X : Real;
begin
for i := 1 to 10 do
for k := 1 to 10 do
begin
X := 0.0;
for j := 1 to 10 do
X := X + Mat1[i, j] * Mat2[j, k];
Res[i, k] := X;
end;
end;

for i in 1 .. Argument_Count loop
Put_Line (Argument (i));
end loop;

— Умножение матриц
type Matrix10x10 is array (1 .. 10, 1 .. 10) of Float;

procedure Multiply (Mat1, Mat2 : Matrix10x10; Res : out Matrix10x10) is
X : Float;
begin
for i in 1 .. 10 loop
for k in 1 .. 10 loop
X := 0.0;
for j in 1 .. 10 loop
X := X + Mat1 (i, j) * Mat2 (j, k);
end loop;
Res (i, k) := X;
end loop;
end loop;
end Multiply;

Оператор for аналогичен оператору for Паскаля, за исключением обратного перебора. В Паскале границы менятся местами, в языке Ада — нет:

for i := 10 downto 1 do
begin
.
end;

— Ада
for i in 1 .. 10 loop
.
end loop;

for i in reverse 1 .. 10 loop
.
end loop;

Удобно, что не нужно определять переменные цикла.

Оператор for ожидает диапазон значений. Помимо непосредственного задания диапазона , для перечисления массивов можно использовать атрибут ‘Range.

— Умножение матриц произвольных размеров
type Matrix is array (Integer range <>, Integer range <>) of Float;

function «*» (Mat1, Mat2 : Matrix) return Matrix is
dj : constant Integer := Mat2’First (1) — Mat1’First (2);
X : Float;
begin
if Mat1’Length (2) /= Mat2’Length (1) then
raise Constraint_Error with
«Размеры не совпадают, не могу умножить»;
end if;
return Result : Matrix (Mat1’Range (1), Mat2’Range (2)) do
for i in Mat1’Range (1) loop
for k in Mat2’Range (2) loop
X := 0.0;
for j in Mat1’Range (2) loop
X := X + Mat1 (i, j) * Mat2 (j + dj, k);
end loop;
Result (i, k) := X;
end loop;
end loop;
end return;
end «*»;

Циклы типа «для» (for)

Циклы типа «для» (for) применяются в ситуациях, в которых заранее известно количество повторений цикла. Поэтому в составе подобного цикла всегда есть так называемый «счетчик повторений» или «переменная цикла». Пример использования цикла for в языке представлен на следующем рисунке.

Читайте так же:
Горводоканал горловка поверка счетчиков

В данном примере тело цикла повторится столько раз, сколько значений «пробежит» переменная цикла i от своего начального значения, задаваемого операцией присваивания i = a, до конечного значения, задаваемого условием i < b. Изменение переменной i определяется условием присваивания вида i = i + c. Но чаще всего в циклах типа for в языке С переменная цикла изменяется за одно повторение цикла на +1 или -1, поэтому используется запись вида i++ (инкремент переменной цикла) или i— (декремент переменной цикла). В рассмотренном примере при i = b цикл завершается и выполняется оператор, следующий за закрывающей скобкой цикла.

Рассмотрим пример цикла for, приведенный на следующем рисунке.

В этом примере на первом шаге цикла переменная i будет равна 1, перед вторым шагом произойдет ее увеличение на 1 в результате инкремента (i++) и она станет равной 2. На третьем шаге значение переменной цикла i будет равно 3. И так до тех пор, пока на пятом шаге цикла она не станет равной 5. В результате следующей операции инкрементирования (i++) переменная цикла получит значение 6, но условие i <= 5 уже не будет истинным, поэтому цикл завершится. Таким образом, тело цикла будет выполнено 5 раз.

Язык С допускает инициализацию переменной цикла в его оглавлении как показано на следующем рисунке.

Но начинающим лучше производить инициализацию переменной цикла в начале функции вместе с остальными инициализируемыми переменными – более подробно читайте об этом в статье про переменные в языке С.

Усовершенствуем программу управления миганием светодиода, рассмотренную в статье про программирование портов микроконтроллеров AVR, с помощью цикла типа «для» (for). Заставим светодиод мигать 10 раз.

Пример подобной программы представлен на следующем рисунке.

Программа для мигания светодиодом 10 раз

Для создание бесконечного цикла в этом случае, как и предыдущем, достаточно не указывать шаг цикла

В данной статье приведены различные варианты для создание бесконечного цикла. Однако запомните, что зацикливание создает нагрузку и вообще редко используется. Гораздо чаще применяют неполное зацикливание при котором выход из цикла все же совершается.

Pascal — компилируемый язык, как и многие другие. В нашем случае компилятор перед тем как собрать программу проверяет исходный код на ошибки. Единственное, он не предупреждает, если вы объявили переменную, но ни разу её не использовали, как это делает, например, С++. Но если компилятор встретит ошибку, он сразу поставит курсор на место ошибки и сверху на красном фоне напишет, что конкретно ему не нравится в этом коде.

Читайте так же:
Как фиксировать температуру горячих счетчиков

Ошибка несоответствия типов: программист пытается в целочисленную переменную (integer) поместить дробное число.

Алфавит и словарь языка

✑ Основой языка программирования Паскаль, как и любого другого языка, является алфавит — набор допустимых символов, которые можно использовать для записи программы:

  • ➤ латинские прописные буквы (А, В, С, …. X, Y, Z);
  • ➤ латинские строчные буквы (а, b, с, …, х, у, z);
  • ➤ арабские цифры (0, 1, 2, …, 7, 8, 9);
  • ➤ специальные символы (знак подчёркивания; знаки препинания; круглые, квадратные и фигурные скобки; знаки арифметических операций и др.).

✑ В качестве неделимых элементов (составных символов) рассматриваются следующие последовательности символов:

✑ В языке существует также некоторое количество различных цепочек символов, рассматриваемых как единые смысловые элементы с фиксированным значением. Такие цепочки символов называются служебными словами.

❄ Для обозначения констант, переменных, программ и других объектов используются имена — любые отличные от служебных слов последовательности букв, цифр и символа подчёркивания, начинающиеся с буквы или символа подчёркивания.
❄ Прописные и строчные буквы в именах не различаются.
❄ Длина имени может быть любой. Для удобства мы будем пользоваться именами, длина которых не превышает 8 символов.

§ 14. Язык программирования Паскаль

Желание упростить и ускорить всевозможные расчеты присуще человеку с древних времен. Создавая различные приспособления для счета, человек прошел долгий путь. Сегодняшний компьютер способен выполнять сотни миллионов операций в секунду. Для решения вычислительных задач требуется сначала составить алгоритм их решения, а затем записать его в виде программы, используя какой-либо язык программирования.

Язык программирования устанавливает набор правил, определяющих внешний вид программы и действия, которые выполнит исполнитель под ее управлением.

Язык программирования Паскаль ( Pascal ) используется для обучения программированию и является базой для ряда профессиональных языков программирования.

Существует большое количество сред программирования, поддерживающих язык Паскаль: PascalABC , FreePascal, Delphi, GNU Pascal, Dev — Pascal , Rad Studio и др. В учебном курсе используется среда PascalABC (с ней вы работали, знакомясь с учебными компьютерными исполнителями).

14.1.Команда вывода

Демонстрировать работу любой программы имеет смысл только тогда, когда она выводит какую-либо информацию.

Читайте так же:
Население японии счетчик населения

Программа на языке Pascal (тело программы) должна начинаться со слова begin , а заканчиваться словом end и точкой. Программа, состоящая из этих команд, разделенных пробелом или переводом строки, может быть запущена на выполнение, но она ничего не делает. Добавим в нее команду вывода приветствия:

Результат работы программы отражается в нижней части окна программы PascalABC в окне вывода (пример 14.1).

Команда write ( ) ; предназначена для вывода данных.

Текст, который нужно вывести на экран, заключают в апострофы (одинарные кавычки). Этот текст не анализируется и выводится на экран в том виде, в котором он записан. Текст можно записать как на русском, так и на любом другом языке. Текстом может быть произвольный набор символов.

В программе может быть несколько команд вывода. Если необходимо вывести текст, записанный в несколько строк, то используют команду writeln ( ). Буквосочетание « ln » (сокращение от англ. line — линия, строка), записанное в конце команды, означает, что после вывода нужно перевести курсор в новую строку.

Пример 14.2. Выведем на экран компьютера следующий текст: « Привет! Я компьютер. Я умею выполнять программы! Сегодня ты написал свою первую программу, а я ее выполнил. Сейчас на экране – результат этой программы ».

Используя сочетание команд write и writeln , текст можно расположить по-разному.

Как вы уже знаете, текст в команде write ( ), записанный в кавычках, не анализируется. Если кавычки опустить, то производится анализ тех данных, которые записаны в скобках. Например, если в скобках написать арифметическое выражение, то сначала вычисляется его значение, а затем выводится результат.

Пример 14.3. Посчитаем значение выражения 2 + 2 ∙ 2.

Если записать выражение в кавычках, то будет выведено само выражение. При отсутствии кавычек на экран будет выведено значение данного выражения.

14.2. Понятие типа данных

На практике редко приходится писать программы, которые решают только одну задачу. Обычно программы пишутся для решения целого класса задач, которые можно сформулировать в общем виде.

С такими задачами вы уже сталкивались в курсе математики. Например, решение задачи «Найдите площадь прямоугольника» можно записать так: S = ab , где переменные a и b обозначают соответственно длину и ширину прямоугольника, а S — площадь. Зная эту формулу, можно найти площадь любого прямоугольника.

В программировании для решения задач в общем виде также используют переменные. Поскольку с такими переменными будет работать компьютер, то они должны храниться в его памяти.

Читайте так же:
Суммирующий счетчик как работает

Информацию, представленную в пригодном для обработки на компьютере виде, называют данными.

Переменная в программировании — это именованная ячейка памяти, хранящая значение переменной.

Компьютер может обрабатывать данные разных типов: целые и действительные числа, символы, тексты и др.

Тип данных определяет способ хранения данных в памяти компьютера, диапазон возможных значений данных и операции, которые с этим типом данных можно выполнять.

Для того чтобы использовать какую-либо переменную, ее необходимо описать. Описание переменных выполняется до начала программы (команды begin ) (пример 14.4). При описании переменной выделяется память для хранения значения этой переменной. В процессе выполнения программы значение переменной может изменяться.

Для описания переменных используется команда var (сокращение от англ. variable — переменная).

Формат записи команды следующий:

var <имя переменной> : <тип> ;

Для обозначения имени переменной используются буквы латинского алфавита, цифры и знак «_». Первым символом должна быть буква или знак подчеркивания.

Тип данных real в языке программирования Pascal позволяет работать с числами и выполнять над ними арифметические действия: сложение, вычитание, умножение и деление.

14.3. Оператор присваивания

Одной из основных команд для обработки данных в программе является оператор присваивания.

Оператор присваивания предназначен для того, чтобы:

  • задавать значения переменным;
  • вычислять значения арифметического выражения (результат вычисления будет записан как значение переменной).

Формат записи оператора присваивания:

<имя переменной> := <выражение> ;

В записи арифметического выражения используются знаки математических действий — сложения, вычитания, умножения, деления:

Запись в Pascal

Приоритет выполнения операций соответствует принятому в математике: сначала выполняются умножение и деление, а затем сложение и вычитание. Для изменения порядка действий в выражениях можно использовать скобки.

Для записи обыкновенной дроби используется знак деления. Знак умножения опускать нельзя. Целая часть дробного числа отделяется от дробной части точкой.

14.4. Ввод данных

Начальные значения переменным можно задавать не только с помощью оператора присваивания, но и путем ввода с клавиатуры. В этом случае, если необходимы вычисления с новым набором значений исходных данных, текст программы не нужно изменять.

Команда read ( ) предназначена для ввода данных. В скобках через запятую перечисляются имена переменных, значения которых необходимо ввести.

Ввод данных происходит в нижней части окна программы PascalABC . Для этого используется окно «Ввод данных». После нажатия кнопки «Ввести» или клавиши « Enter » введенные значения переносятся в окно вывода. После завершения работы программы в этом же окне будет выведен результат (пример 14.8).

Читайте так же:
Марка кабеля для подключения счетчика

14.5. Структура программы

Все программы на языке программирования Pascal имеют общую структуру.

В программе можно выделить следующие разделы:

  • заголовок программы (является необязательным);
  • подключаемые библиотеки (модули) (если подключать дополнительные библиотеки не нужно, раздел отсутствует; известные библиотеки: Drawman, Robot, RobTasks );
  • описание переменных с указанием их типа;
  • описание вспомогательных алгоритмов (если использовать вспомогательные алгоритмы не нужно, раздел отсутствует);
  • beginend. — служебные слова, обрамляющие тело основной программы, в которой находятся исполняемые команды. Слово begin начинает исполняемую часть программы, а end . (точка в конце обязательна) ее завершает.

Таким образом, в минимально возможном наборе программа состоит только из пустого тела программы: begin end . Программа, содержащая все разделы, представлена в примере 14.9.

Для каждого раздела определено ключевое служебное слово, которым начинается данный раздел программы. При написании программы ключевые слова выделяются полужирным шрифтом.

Электронно-вычислительная машина (ЭВМ) — комплекс технических средств, где основные функциональные элементы (логические, запоминающие, индикационные и др.) выполнены на электронных приборах, предназначенных для автоматической обработки информации в процессе решения вычислительных задач.

Никлаус Вирт (род. в 1934 г.) — швейцарский ученый, специалист по информатике, один из известнейших теоретиков в области разработки языков программирования, профессор компьютерных наук. Создатель и ведущий проектировщик языков программирования Паскаль, Модула-2, Оберон.

По традиции, начавшейся в 1978 г. с примера из книги Брайана Кернигана и Денниса Ритчи «Язык программирования Си», первая программа на любом языке программирования должна выводить на экран приветствие миру:

«Прервать» и «Продолжить» в циклах 1С 8.3

Вы думаю заметили, что в нескольких циклах, мы специально показали действие операторов Прервать и Продолжить. Хотя слова сами говорят о себе, да и в циклах вполне понятны их действия, тем не менее в заключении статьи, поясним и действие этих операторов.

  • Прервать: прерывает выполнение цикла в любой точке. После выполнение этого оператора цикл прекращается и управление передается следующему оператору, который находиться после ключевого слова КонецЦикла.
  • Продолжить: возвращает управление в начало цикла. Операторы, следующие в теле цикла за оператором Продолжить, не выполняются в текущей итерации обхода.
голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector