Teres-1t.ru

Инженерные решения
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Собрание собственников по установке общедомовых счетчиков

Собрание собственников по установке общедомовых счетчиков

Общедомовые счетчики должны были появиться во всех многоквартирных домах в 2012 году, но этого не случилось и до сих пор. Обязанности законодатель установил, а вот о санкциях не подумал. Штрафы были значительно меньше, чем установка дорогих аппаратов. Одно время ситуация всех устраивала, но затем ресурсоснабжающие организации получили преимущества. По сути, неисполнение их обязанностей дало им возможность заработать дополнительные — и немалые — деньги на управляющих компаниях. Как это могло получиться, объясняет юрист МКА "Арбат" Сергей Сергеев.

«Начали управлять многоквартирным домом? Устанавливайте общедомовые приборы учета!» — под таким лозунгом в 2017 году управляющие компании (УК) масштабно привлекают к разного рода ответственности за отсутствие этих приборов. Закон обязал собственников помещений оборудовать ими дома до 1 июля 2012 года (ч. 5 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности…»). Обязанность для собственников ввели, а наказания не придумали.

Скажете, при чем тут управляющая компания?

Она должна поставить счетчик, если в региональный перечень обязательных мероприятий по энергосбережению включено оснащение многоквартирных домов приборами учета. Это подтверждается и системным толкованием норм различных положений и правил.

Главный вопрос – когда возникает обязанность поставить счетчик: со дня, когда УК приступила к работе, или только после того, как соответствующее решение приняли на общем собрании собственников?

"Подвешенное" состояние

Административные штрафы за отсутствие коллективного прибора учета – до 30 000 руб. по ч. 4 ст. 9.16 и до 30 000 руб. по ч. 5 — даже совокупно меньше, чем стоимость его установки. Стоит ли говорить, что при таких условиях счетчиками оснастили не все дома. Законодатель, казалось бы, предусмотрел альтернативу: после «дедлайна» обязанность установить прибор передавалась ресурсоснабжающим организациям (РСО), которые должны были ее исполнить до 1 июля 2013 года. Только наказания опять, по сути, не было предусмотрено. Исходя из буквального толкования закона, РСО было достаточно направить собственникам формальное предложение об установке счетчика, чтобы избежать привлечения к ответственности по ч. 6 ст. 9.16 КоАП. А ответственность по ч. 12 ст. 9.16 КоАП наступала только тогда, когда РСО проигнорировала поступившую заявку установить счетчик.

До недавнего времени такое положение вещей в целом всех устраивало. Если позволяли финансы, счетчики устанавливали. Если нет — ресурсники и управляющие организации вяло отбивались от административных штрафов.

Парадоксы от законодателей и судей

Недавно законодатель изменил порядок применения повышающих коэффициентов. Право применять их получили ресурсоснабжающие организации. Например, если в доме нет общедомового прибора учета холодной, горячей воды и электрической энергии (хотя его можно и нужно было установить), надо умножить 1,5 стоимость коммунального ресурса, потребленного в целях содержания общего имущества .

То есть РСО, которые нельзя наказать за неустановку счетчика, могут пользоваться его отсутствием, чтобы заработать на управляющей организации!

Эта возможность появилась 1 января 2017 года. К середине 2017 года в этих компаниях осознали произошедшие изменения и стали применять повышающие коэффициенты. Управляющие компании оказались зажаты в тиски. Установить сразу все счетчики во всех домах – дело очень непростое и крайне затратное. Средняя стоимость установки прибора учета горячей и холодной воды — от 100 до 400 тыс. руб., а то и выше. Хорошо, если у управляющей организации пару домов в управлении, а если таких домов двести? Здесь общественная дискуссия возобновилась.

Управляющие организации указывали: поскольку счетчик является общим имуществом, решение о его установке должны принять собственники помещений на общем собрании. А если, при определенных условиях, счетчик оплачивается за счет средств капремонта – работы надо включить в региональный перечень (пока этого нигде сделано не было)

Читайте так же:
Счетчики бетар есть ли обратный клапан

РСО и Госжилинспекция, наоборот, настаивают, что управляющая организация обязана самостоятельно установить счетчик, как только приступила к управлению многоквартирным домом. Эта позиция основана на судебной практике в отношении норм о выполнении мероприятий по энергосбережению и административных правонарушений в сфере деятельности по управлению многоквартирными домами. Например, ВС подтвердил, что РСО может взыскивать с УК плату за установку счетчика — это при том, что по закону деньги на это отчисляют собственники помещений. "УК получает от них платежи и рассчитывается с РСО", — объяснил Верховный суд в определении от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912. Однако выставить счета собственникам за установку прибора принудительно может только РСО: если так поступает УК без решения собрания, суд может обязать ее вернуть собранные деньги. При этом ответственность за неустановку счетчика УК несет по полной программе.

Одно из последних решений Верховного суда — это его отказ в июне 2016 года признать недействующими подп. "к" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (№ АКПИ16-375). Верховный суд отнес установку приборов учета в многоэтажке к обязательным работам, которые выполняются независимо от согласия собственников. Откуда взялся такой вывод – неизвестно. Апелляционная коллегия ВС попыталась это объяснить и сослалась на примерную форму перечня мероприятий для многоквартирного дома, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов, утв. приказом Минрегионразвития от 02.09.2010 г. № 394, в котором в числе основных мероприятий содержится в том числе установка общедомовых приборов учета.

А если такого перечня нет, либо в нем не содержится обязанность установить ОДПУ, получается, УО может жить спокойно? А если перечень не менялся и морально устарел, хотя Правительство обязало пересматривать его не реже раза в три года (постановление от 23 августа 2010 № 646 "О принципах формирования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации перечня мероприятий)?

Новый тренд?

Раньше, до 2017 года, действовал закон, по которому исполнитель мог направлять все, что получено по повышающему коэффициенту, только на мероприятия по энергосбережению [то есть, потенциально, и на установку счетчиков]. Это действительно могло бы стимулировать такие работы. Но с 2017 года исполнитель сам волен решать, на что потратит дополнительные средства. Более того, тогда же введено правило, по которому исполнитель обеспечивает установку и ввод счетчика в течение 3 месяцев после того, как собственники решили включить плату за установку прибора в плату за содержание жилого помещения (пп. «с» п. 31 Правила предоставления коммунальных услуг утв. ПП РФ от 06.05.2011 № 354 внесен). Это правило не действует для случаев, когда коммунальные услуги предоставляют РСО.

А согласно подпункту «ж» пункта 22 Правил № 124, стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия общедомового прибора учета определяется исходя из нормативов потребления с учетом повышающего коэффициента 1,5, исключительно при наличии обязанности установить такой прибор.

Что это, новый тренд? Изменение правового регулирования? Во всяком случае, юристы МКА «Арбат» стараются преподнести все это именно так. И здесь самой большой трудностью видится именно преодоление инерции мышления.

Накоплен огромный массив старой практики. Чтобы пойти вразрез, нужно волевое решение.

Ну и хорошая аргументация. Благо, здесь мы вольны делать все, что законно. На данный момент ясно только то, что точка в этом вопросе еще не поставлена.

Читайте так же:
Перемычки счетчика меркурий 230

Назначение, плюсы и минусы

Согласно Жилищному кодексу общее имущество многоквартирного дома считается собственностью жильцов, что увеличивает их ответственность. На владельцев жилплощади возложены обязанности по содержанию, а также обслуживанию общедомового имущества.

Так как нельзя отказаться от регулярной оплаты общедомовых нужд, оптимальным вариантом является сокращение расходов на отопление нежилых и жилых помещений путем оплаты фактически полученного тепла.

Для измерения фактического объема потребляемой теплоэнергии в многоквартирных домах выполняется установка общедомового прибора учета тепла.

Владельцы объектов недвижимости не только получают возможность оплачивать отопление в многоквартирном доме по счетчику, они могут контролировать потребление энергии и вести учет коммунальных расходов. Это важное преимущество установки ОДПУ.

Устанавливая приборы тепла в многоквартирных домах, управляющая компания преследует несколько целей. Одна из них — стимулирование собственников экономить тепло вне квартир и ответственно относиться к общедомовому имуществу. Если входные двери в парадное и окна в подъезде в зимний период будут плотно закрыты, то тепло сохранится в здании, а жители получат коммунальную услугу в полном объеме.

ВНИМАНИЕ! Стоит учитывать, что общедомовой теплосчетчик не экономит тепло. Это прибор учета энергии, позволяющий получить точные данные для расчета оплаты за отопление.

Основные достоинства использования общедомового теплосчетчика в многоквартирном доме:

  • Можно сэкономить на установке, так как самостоятельный монтаж обходится дорого. Стоимость монтажа общедомового оборудования разделяется между жильцами.
  • Все жильцы будут стараться сохранить тепло. Поэтому они начнут более ответственно подходить к проблеме открытой двери или оконной конструкции в общем подъезде.

Важным недостатком считается высокая стоимость электроприбора. При этом в случае, если устройств выйдет из строя, ремонтные работы придется оплачивать жильцам многоэтажного дома. Главный минус общедомового теплосчетчика — невозможность сэкономить на обогреве жилплощади за счет меньшего расхода тепловой энергии.

Государство подталкивает управляющие организации и потребителей к повсеместной установке общедомовых приборов учета, делая эксплуатацию домов без них все менее выгодной. Определяющим нормативным актом тут является постановление Правительства № 344 от 16 апреля 2013 года, устанавливающее повышающие коэффициенты при расчете платы в домах, не оборудованных ОДПУ. В статье мы рассмотрим вопросы о том, какие задачи решают общедомовые приборы учета и как используются их показания, на чьи деньги устанавливаются эти устройства, а также как они проверяются и обслуживаются.

В каких случаях нужен общедомовой прибор учета

ОДПУ в многоквартирном доме обеспечивают контроль реального потребления ресурсов жильцами и объемы их фактических поставок от РСО. Такие счетчики устанавливаются на оба вида воды, отопление, электрическую энергию и газовое топливо. Установка ОДПУ нужна управляющей организации, в первую очередь, для исключения переплаты за потери ресурсов, которые происходят на магистральных сетях поставщика, а также для выявления тех потребителей, которые скручивают показания ИПУ.

Размер оплаты коммунальных услуг формируется с учетом двух моментов:

  • объем ресурса, потребляемый домом;
  • тарифные ставки.

Тарифы ЖКХ повышаются ежегодно, и воздействовать на это ни УК, ни потребители не могут. Однако можно повлиять на объем расходуемых ресурсов, снижение которого позволит получить реальную экономию.

Установка ОДПУ в МКД дает несколько преимуществ:

  • потребление коммунальных ресурсов оплачивается по факту;
  • между ресурсовиками и потребителями разделяются убытки за те потери, которые неизбежно присутствуют на магистральных сетях;
  • фиксируются факты потери ресурсов.

Только при использовании ОДПУ управляющая организация может достоверно установить, какое количество ресурсов потребляется в МКД.

Общедомовые приборы учета (ОДПУ)

Даже при наличии в квартирах индивидуальных приборов учета потребность в общедомовых счетчиках не исчезает. ИПУ нужны собственникам для того, чтобы оплачивать те ресурсы, которые они по факту потребили. Однако есть еще и расходы на содержание общедомового имущества. Их тоже оплачивают жильцы, но учитываются они при помощи ОДПУ.

Читайте так же:
Люберецкий водоканал установка счетчиков

Общедомовые приборы учета позволяют также обнаружить скрытые протечки на общих коммуникациях. Без таких счетчиков зачастую даже сам факт протечки остается неизвестным, в результате чего происходит не только переплата, но и появляется потенциальная опасность для конструкций дома.

Общедомовые приборы учета должны ставиться во всех многоквартирных домах, подключенных к централизованным коммуникациям подачи тепла, воды, электричества и газового топлива.
Не устанавливаются ОДПУ в домах, в которых отсутствует техническая возможность их монтажа и правильного применения. Чтобы зафиксировать данный факт, необходимо провести обследование и подтвердить наличие хотя бы одного критерия, говорящего о невозможности поставить счетчики.

Виды общедомовых приборов учета

В одном здании обычно стоит сразу несколько общедомовых счетчиков, каждый из которых фиксирует потребление отдельного ресурса – воды, тепла, света и газа.

В наибольшем разнообразии представлены тепловые счетчики, которые делятся на 4 вида:

1. Тахометрические. Это недорогой прибор, но для его использования потребуется специальный фильтр, предотвращающий попадание загрязнений, неизбежно присутствующих в теплоносителе. Отсутствие электронных компонентов позволяет использовать ПУ в условиях высокой влажности, а подключение к отдельной батарее обеспечивает его работу в течение 5 лет.
Однако есть у тахометрических счетчиков и явные минусы. Они быстро ломаются из-за высокой жесткости воды, колебаний давления теплоносителя и наличия в нем примесей. По этим причинам такие приборы обычно монтируются в частных домах.

2. Электромагнитные. Такие счетчики дают очень точные показания, но для долгосрочной работы им требуется регулярное обслуживание. Сбои в работе ПУ могут вызвать металлические примеси в теплоносителе и неисправности проводки.

3. Вихревые. Устройства этого типа дают правильные показания даже при пропускании теплоносителя с примесями и загрязнениями, а также при скачках его давления. Все это справедливо только при установке дополнительного фильтра и своевременном контроле его состояния. Снимать показания с таких ОДПУ можно в удаленном режиме.

4. Ультразвуковые. Достаточно точные устройства, но в то же время требовательные к условиям работы.

Кто оплачивает установку ОДПУ

В ФЗ-261 от 23 ноября 2009 года четко указано, что установка общедомовых приборов учета в многоквартирных домах возлагается на собственников помещений. Именно они принимают такое решение и оплачивают его реализацию. Для установки ОДПУ и начала их использования даже определяли крайний срок – 1 июля 2012 года. Однако жестко наказывать за несоблюдение данного условия не стали, вместо этого государство применяет меры экономического стимулирования. Прежде всего, они связаны с постоянно увеличивающимися повышающими коэффициентами для расчета оплаты в многоквартирных домах без общедомовых счетчиков воды и других ресурсов.

Если в указанные сроки ОДПУ установлены не были, то к решению этой задачи подключаются управляющие и ресурсоснабжающие организации. УК в данном случае обязана осуществлять следующую работу:

  • направлять владельцам помещений предложения об осуществлении мероприятий, направленных на повышение энергетической эффективности дома;
  • предлагать потребителям принять решение об установке ОДПУ на общедомовом собрании;
  • организовывать такие собрания, на которых будут решаться вопросы о монтаже или замене общедомовых ПУ, о финансировании данных работ и так далее.

Кроме этого УО должна контактировать с РСО, которые также привлекаются к процессу оснащения домов общими счетчиками. При этом оплата все равно возлагается на жильцов, которые могут произвести ее двумя способами:

  • сразу всей суммой;
  • долевыми выплатами на протяжении 5 лет с момента монтажа.

Когда устанавливается ОДПУ, каждый собственник получает счет с указанием общих сведений о его стоимости и суммы к оплате, предъявляемой конкретному потребителю. Расходы владельца определяются его долей в общедомовом имуществе.

Читайте так же:
Жилищник текстильщики поверка счетчиков

Иногда бывает так, что владельцы помещений отказываются оплачивать установку общедомовых счетчиков. В таком случае РСО выполняет монтаж принудительно, и с собственников в дальнейшем взыскиваются необходимые средства. Обязанность жильцов по оплате таких расходов и предоставлению доступа ресурсовикам к местам установки ОДПУ прописана в пункте 12 статьи 13 ФЗ-261 от 23 ноября 2009 года.

Проведение ОСС по вопросу установки ОДПУ

Общедомовые приборы учета относятся к общему имуществу, а работы по их установке квалифицируются как капитальный ремонт. В связи с этим все такие вопросы решаются исключительно на общем собрании собственников. Оно проводится в стандартном порядке, с предварительным уведомлением со стороны управляющей организации.

УК при проведении ОСС может осуществлять лишь мероприятия ознакомительного характера. При этом собственников нужно уведомлять о необходимости монтажа ОДПУ. В противном случае управляющей организации грозит штраф. Пункт 5 статьи 9.16 КоАП РФ говорит о том, что занимающиеся содержанием многоквартирных домов организации не должны уклоняться от информирования потребителей о предусмотренных законодательством мероприятиях по повышению энергоэффективности жилья.

Расчет тарифов за потребление КУ

При расчете оплаты для потребителей коммунальных ресурсов учитываются показания как индивидуальных, так и общедомовых счетчиков. Жильцы оплачивают и то, что потреблено внутри квартиры, и расход ресурсов на общедомовые нужды. Оплата за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества (КР на СОИ) рассчитывается как разница между тем, что насчитал ОДПУ, и тем, что оплатили собственники по ИПУ. Эта сумма при очередном перерасчете перераспределяется между всеми собственниками.

Описанное общее правило работает в большинстве случаев, но нужно знать и об исключениях. Одно из них описано в статье в нашем журнале. Здесь мы рассмотрели интересный прецедент, когда суд признал расчет платы за отопление по ОДПУ противоречащим Конституции.

Речь в данной ситуации шла о новом доме, в котором застройщик изначально предусмотрел наличие в каждой квартире счетчиков тепла, но отдельные недобросовестные жильцы не обеспечили их сохранность, и УК перестала учитывать при начислении оплаты показания ИПУ. Один из жильцов остался недоволен повышением платы и дошел с данным вопросом до Конституционного суда. Тот вынес вердикт, заставивший управляющую организацию пересмотреть порядок начисления платежей, а также поставивший под сомнение отдельные положения ПП № 354 от 06.05.11 и ЖК РФ.

Проверка и замена ОДПУ

Каждый общедомовой счетчик предварительно проверяется заводом-производителем. Его работоспособность при поставке подтверждается при помощи:

  • клейма;
  • отдельной наклейки;
  • написанного на приборе подтверждения, которое дублируется в сопроводительной документации.

ОДПУ регулярно проходят проверки с составлением актов. Например, для счетчиков тепла проверочные действия выполняются перед наступлением холодного сезона. Обязательно делается проверка после выполнения серьезных ремонтных работ на коммуникациях.

Для общедомовых счетчиков расписывается план технического обслуживания, выполнение которого обеспечивает их длительную работу и точность показаний. При обнаружении неисправностей ОДПУ ремонтируются или заменяются. Контролируются все эти процессы УК. При этом любые вмешательства в работу счетчика производятся с привлечением представителей РСО.

В каких домах нужно установить?

Новые дома сдаются в эксплуатацию уже с установленными общедомовыми приборами учета. В старых домах такое оборудование отсутствует, поэтом необходимость в его установке зависит от благоустройства строения.

Устанавливаются такие счетчики в домах, подключенных к централизованным сетям, представленным водоснабжением, теплоснабжением,электроснабжением или газоснабжением. Это требование не относятся к ветхим или аварийным строениям, а также к объектам, в которых имеются предельные значения по потреблению электричества, газа или тепловой энергии.

Как снимать показания

Снимать показания общедомовых счетчиков электроэнергии необходимо ежемесячно в одно и тоже число.

Читайте так же:
Счетчик измеритель длины рвд

Фиксированием показателей счетчиков занимается управляющая компания в присутствии председателя совета жильцов многоквартирного дома или его заместителей.

Компания, предоставляющая энергоресурсы, может по своему решению в любой момент потребовать сверку показаний счетчиков. Собственникам жилья запрещается препятствовать в доступе к приборам общего учета электроэнергии представителям управляющей компании и энергоснабжающей организации.

Возможно, Вам будет также интересна статья о льготах на оплату электроэнергии.

Статью о том, как оплатить электроэнергию через Интернет, читайте здесь.

Прочитав эту статью, Вы получите информацию о том, как снять показания счетчика электроэнергии.

Распределение расходов на покупку теплосчетчика между жильцами дома

Существует простая формула, по которой справедливо устанавливается счет к оплате для каждой квартиры при монтаже ОДПУ. По этой формуле оплата зависит от площади квартиры. Она делиться на общую площадь дома, потом умножается на площадь общего имущества.

Фирмы, которые занимаются установкой учетных приборов, могут предоставить свои услуги при условии оплаты в рассрочку, это минимизирует финансовые трудности для потребителя, связанные с оплатой общедомового счетчика.

Чтобы снизить сумму финансовых расходов, жильцы могут воспользоваться тем фактором, что монтаж ОДПУ относится к мероприятиям энергосбережения. На такие мероприятия разрешается направлять целевые накопления собственников МКД.

Полезное по теме ОСС:

После внесения в повестку голосования заявка будет рассмотрена в течение пяти рабочих дней. Сообщение о проведении собрания публикуется на сайте проекта «Электронный дом» за десять дней до начала голосования. Собственники вправе подать отказы от проведения собрания в системе в произвольной форме в УК не позднее чем за пять дней до его начала. УК информирует инициатора о количестве отказов не позднее чем за два дня до начала ОСС, и если их число составит более 50% от общего количества голосов собственников помещений МКД, то собрание отменяется. Если заявка одобрена и отказов нет, то голосование проходит в электронном виде.

На сервисе «Электронный дом» выложен образец сообщения о проведении ОСС (*.pdf), а также пример протокола общего собрания (*.pdf).

Это произойдет при наличии письменных отказов от его проведения собственников, обладающих более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в доме.

Поскольку не введен порядок оспаривания решений, принятых на заочном голосовании, можно предположить, что оно будет производиться по общим правилам. Если собственник считает, что принятое решение не соответствует требованиям Жилищного кодекса и нарушает его права, он может обратиться в суд в течение 6 месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нем. Например, можно обжаловать решение общего собрания о размещении рекламных конструкций на доме, об ограничении пользования мусоропроводом или установке шлагбаума, который ограничивает доступ на придомовую территорию автомобилей, не принадлежащих жильцам.

При этом суд с учетом обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если собственник, не участвовавший в голосовании, все равно не мог повлиять на его результаты, если принятое решение не повлекло за собой причинение ему убытков и допущенные нарушения не являются существенными (ч. 6 ст. 46 ЖК РФ).

1 Федеральный закон от 25 мая 2020 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2 Постановление Правительства Москвы от 27 февраля 2018 г. № 115-ПП (ред. от 29 мая 2019 г.) «О реализации пилотного проекта “Электронный дом” и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 2 июля 2013 г. № 428-ПП».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector