Teres-1t.ru

Инженерные решения
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственный долг США

Государственный долг США

Государственный долг США (англ. The United States government debt ) — задолженность федерального правительства США перед своими кредиторами. К государственному долгу США не относятся долги отдельных штатов, корпораций или физических лиц, даже гарантированные государством, а также будущие обязательства перед получателями социальной помощи и здравоохранение. По оценкам ЦРУ на 2017 год долг США находился на 34-м месте в мире с точки зрения его соотношения с ВВП [1] .

В сентябре 2020 года госдолг вырос до 26,9 триллионов долларов [2] .

Историческая динамика долга

Госдолг США по годам на 31 декабря [3] [4] [5] [6] [7]
ГодГосдолг США, млрд. $ВВП, млрд. $Доля ВВП, %
19102,733,28,0
192026,089,029,2
193016,298,416,5
194050,798,252,4
1950256,9279,094,0
1960290,5535,154,3
1970380,91049,136,3
1980909,02796,832,5
19903206,35914,654,2
20005628,710148,255,5
201013528,814798,591,4
201720164,019362,1104,2

Соотношение госдолга США с ВВП достигло максимума в 1946 году, что стало следствием массивных военных расходов в период Второй мировой войны. Тогда данный показатель составил 121,2 % ВВП. Однако опережающая динамика роста экономики над ростом госдолга (с середины 1940-х по начало 1980-х годов) позволила сократить данный показатель до уровня 33—36 % [8] .

Статьи расходов годового бюджета США превышают доходы (что приводит к т. н. дефициту бюджета) с конца 1960-х годов (с 1970 года профицит годового бюджета США был зафиксирован только 4 раза — в 1998—2001 годах).

С 1980-х годов объём государственного долга стал расти намного быстрее экономики. Разрыв между динамикой роста ВВП и роста госдолга увеличился в 2000-х годах.

С 1966 по 2020 год среднегодовой прирост госдолга США составил 8,3 %, а номинального ВВП — 6,3 % [9] .

В апреле 2020 года соотношение федерального долга и ВВП страны достигло 116 % по сравнению со 107 % на конец 2019 года [9] .

Закон Грэмма-Рудмана-Холлингса

Резкое увеличение государственного долга США во время уже первого президентского срока Рональда Рейгана (почти в 2 раза, с 834 млрд $ в 1980 до 1525 млрд $ в 1986 (в ценах 1982 года)) [10] вызвало озабоченность Конгресса, результатом которой стало принятие в 1985 году Закона о сбалансированном бюджете и контроле за дефицитом в чрезвычайных условиях (Акт Грэмма-Рудмана-Холлингса). Закон предусматривал ежегодные меры по уменьшению дефицита и достижению сбалансированного бюджета к 1991 году (в дальнейшем этот срок несколько раз продлевался).

Темпы роста в начале XXI века

16 мая 2011 года министр финансов США Тимоти Гайтнер уведомил конгресс, что государственный долг страны достиг максимального установленного законом уровня. По словам министра, ему приходится использовать «различные бухгалтерские уловки» в качестве мер для предотвращения дефолта [11] . 15 июля того же года президент Барак Обама заявил, что, если к утру 16 июля Конгресс не увеличит лимит госдолга, США могут объявить технический дефолт. Дело в том, что именно конгресс принимает закон о допустимом уровне госдолга страны. До этого подобные законы принимали без задержек и лишних споров, что происходило в истории США 74 раза. Однако в тот раз администрация демократа Обамы, увязла в спорах с республиканцами, которые были тогда большинством в конгрессе.

2 августа за 12 часов до возможного объявления дефолта Сенат США все-таки проголосовал за увеличение госдолга на 2,1 триллиона долларов — до 16,4 триллионов, тем самым дефолт был отложен. Госдолг составил в тот день более 14,3 трлн долларов [13] . В тот же день, 2 августа, президент успел подписать принятый закон о госдолге, предотвратив технический дефолт [14] . В тот же и на следующий день были размещены новые государственные облигации США на несколько сот миллиардов долларов. Несмотря на договорённость между республиканцами (большинство в Конгрессе) и демократами (президент), «подвешенная» с 16 мая по 2 августа ситуация с увеличением потолка долга привела к нестабильности фондовых рынков из-за опасений дефолта: цена золота ещё 18 июля установила мировой рекорд, превысив 1600 долларов за унцию [15] . На следующий день в результате новых заимствований, согласно агентству S&P, государственный долг Соединённых Штатов Америки превысил валовый внутренний продукт США. Наконец, 4 августа кредитный рейтинг США был понижен S&P с максимального «ААА» до «АА+» с прогнозом «негативный» на фоне проблем с госдолгом и ростом дефицита госбюджета [16] [17] . Впоследствии агентство изменило прогноз на «стабильный» [18] .

Читайте так же:
Учет посетителей сайта счетчики

В последний раз законодательный предел госдолга США был поднят 30 января 2012 года до нового максимума 16,394 трлн долларов. Однако к концу года долг достиг 16,432 трлн долларов, и 31 декабря, если бы демократы и республиканцы в конгрессе не договорились о снижении дефицита бюджета США на 1,2 триллиона долларов в течение ближайших 10 дней, мог произойти фискальный обрыв. Но в ночь на 1 января 2013 года Конгресс США одобрил Закон «О фискальном обрыве», тем самым отсрочив падение.

На март 2013 года госдолг США на душу населения составлял около 53 тыс. долл./чел., в то время как ВВП на душу населения составлял 51749 долл. (2012 г.) Данные экономические показатели свидетельствуют о ненулевой вероятности дефолта, но поскольку государство США имеет самый высокий кредитный рейтинг ААА (по оценкам международных рейтинговых агентств Fitch и Moody’s), то соответственно платит маленькие проценты по своему государственному долгу. Государственный долг США на 45 процентов является внешним долгом и номинирован в долларах США — первой в мире валюте по объёму валютных резервов и денежных операций. Благодаря этим и другим факторам вероятность дефолта США практически равна 0, за исключением чисто технического дефолта [19] .

В конце августа 2017 на штат Техас обрушился ураган Харви, а на Флориду — ураган Ирма, которые имели разрушительные последствия. На их ликвидацию потребовалось выделить экстренное финансирование. Конгрессу с Белым домом пришлось срочно принимать закон о повышении лимита, который позволил бы продолжить заимствования. 8 сентября 2017 года госдолг США впервые в истории превысил отметку в 20 трлн долларов [20] . В этот день президент Дональд Трамп подписал закон о временном повышении порога государственного долга страны, который разрешил неограниченные федеральные займы [21] . Таким образом, Америка набрала в долг 10 триллионов долларов всего за восемь лет. Для предыдущих 10 триллионов потребовалось более 100 лет. Несмотря на большой долг, благодаря экстремально низким ставкам Штаты тратят на процентные платежи по своим бумагам не более 300 миллиардов долларов в год и, при сложившихся условиях, могут копить долг неопределённо долго. Но если же ставка по 10-летним облигациям вырастет с нынешних 2 % до 4,5 % (базовый прогноз конгресса), то это увеличит стоимость обслуживания до 800—900 миллиардов долларов в год через 7—10 лет, причём на купонные платежи будет уходить до половины налоговой выручки правительства [22] .

В сентябре 2020 года госдолг вырос до 26,9 триллионов долларов [2] .

Структура госдолга США по состоянию на январь 2019 года [23] :

  • Общий госдолг: 21 959 миллиардов;
  • Долг перед различными лицами: 16 108 миллиардов;
  • Внутригосударственный долг: 5851 миллиард.

По состоянию на 2020 год около 30 % госдолга США находится на балансе федеральных агентств, прежде всего Фонда социального страхования. Оставшаяся часть закреплена за публичными структурами. Крупнейшая из публичных групп представлена международными кредиторами. По данным на март на них приходится почти 4,3 трлн долларов. Наибольший объём у Японии и Китая, 1,27 трлн и 1,08 трлн соответственно [9] .

В 2019 году США заплатили 567 млрд долларов процентных расходов по госдолгам (17 % доходов бюджета). Средняя процентная ставка составила 2,5 %. По состоянию на 2020 год уровень долга заметно вырос, но процентные ставки при этом уменьшились. В марте 2020 года ФРС снизила ключевую ставку с 1,75 % до 0,25 %. Вместе с fed funds rate уменьшилась и стоимость обслуживания долга. К примеру, за год доходность 10-летних Treasuries опустилась с 2,4 % до 0,7 % годовых [9] .

Компанией Durst Organization в центральном районе Нью-Йорка в 1989 году на всеобщее обозрение был вывешен счётчик национального долга США. В 2004 году счётчик был демонтирован, и позже его обновленная версия была установлена поблизости.

Существует множество сайтов, отображающих размер госдолга США, в том числе, созданные в правительственных органах [23] .

Содержание

Историческая динамика долга [ править | править код ]

Госдолг США по годам на 31 декабря [3] [4] [5] [6] [7]
ГодГосдолг США, млрд. $ВВП, млрд. $Доля ВВП, %
19102,733,28,0
192026,089,029,2
193016,298,416,5
194050,798,252,4
1950256,9279,094,0
1960290,5535,154,3
1970380,91049,136,3
1980909,02796,832,5
19903206,35914,654,2
20005628,710148,255,5
201013528,814798,591,4
201720164,019362,1104,2
Читайте так же:
Счетчики гвс хвс срок службы

Соотношение госдолга США с ВВП достигло максимума в 1946 году, что стало следствием массивных военных расходов в период Второй мировой войны. Тогда данный показатель составил 121,2 % ВВП. Однако опережающая динамика роста экономики над ростом госдолга (с середины 1940-х по начало 1980-х годов) позволила сократить данный показатель до уровня 33—36 % [8] .

Статьи расходов годового бюджета США превышают доходы (что приводит к т. н. дефициту бюджета) с конца 1960-х годов (с 1970 года профицит годового бюджета США был зафиксирован только 4 раза — в 1998—2001 годах).

С 1980-х годов объём государственного долга стал расти намного быстрее экономики. Разрыв между динамикой роста ВВП и роста госдолга увеличился в 2000-х годах.

С 1966 по 2020 год среднегодовой прирост госдолга США составил 8,3 %, а номинального ВВП — 6,3 % [9] .

В апреле 2020 года соотношение федерального долга и ВВП страны достигло 116 % по сравнению со 107 % на конец 2019 года [9] .

Закон Грэмма-Рудмана-Холлингса [ править | править код ]

Резкое увеличение государственного долга США во время уже первого президентского срока Рональда Рейгана (почти в 2 раза, с 834 млрд $ в 1980 до 1525 млрд $ в 1986 (в ценах 1982 года)) [10] вызвало озабоченность Конгресса, результатом которой стало принятие в 1985 году Закона о сбалансированном бюджете и контроле за дефицитом в чрезвычайных условиях (Акт Грэмма-Рудмана-Холлингса). Закон предусматривал ежегодные меры по уменьшению дефицита и достижению сбалансированного бюджета к 1991 году (в дальнейшем этот срок несколько раз продлевался).

Темпы роста в начале XXI века [ править | править код ]

16 мая 2011 года министр финансов США Тимоти Гайтнер уведомил конгресс, что государственный долг страны достиг максимального установленного законом уровня. По словам министра, ему приходится использовать «различные бухгалтерские уловки» в качестве мер для предотвращения дефолта [11] . 15 июля того же года президент Барак Обама заявил, что, если к утру 16 июля Конгресс не увеличит лимит госдолга, США могут объявить технический дефолт. Дело в том, что именно конгресс принимает закон о допустимом уровне госдолга страны. До этого подобные законы принимали без задержек и лишних споров, что происходило в истории США 74 раза. Однако в тот раз администрация демократа Обамы, увязла в спорах с республиканцами, которые были тогда большинством в конгрессе.

2 августа за 12 часов до возможного объявления дефолта Сенат США все-таки проголосовал за увеличение госдолга на 2,1 триллиона долларов — до 16,4 триллионов, тем самым дефолт был отложен. Госдолг составил в тот день более 14,3 трлн долларов [13] . В тот же день, 2 августа, президент успел подписать принятый закон о госдолге, предотвратив технический дефолт [14] . В тот же и на следующий день были размещены новые государственные облигации США на несколько сот миллиардов долларов. Несмотря на договорённость между республиканцами (большинство в Конгрессе) и демократами (президент), «подвешенная» с 16 мая по 2 августа ситуация с увеличением потолка долга привела к нестабильности фондовых рынков из-за опасений дефолта: цена золота ещё 18 июля установила мировой рекорд, превысив 1600 долларов за унцию [15] . На следующий день в результате новых заимствований, согласно агентству S&P, государственный долг Соединённых Штатов Америки превысил валовый внутренний продукт США. Наконец, 4 августа кредитный рейтинг США был понижен S&P с максимального «ААА» до «АА+» с прогнозом «негативный» на фоне проблем с госдолгом и ростом дефицита госбюджета [16] [17] . Впоследствии агентство изменило прогноз на «стабильный» [18] .

В последний раз законодательный предел госдолга США был поднят 30 января 2012 года до нового максимума 16,394 трлн долларов. Однако к концу года долг достиг 16,432 трлн долларов, и 31 декабря, если бы демократы и республиканцы в конгрессе не договорились о снижении дефицита бюджета США на 1,2 триллиона долларов в течение ближайших 10 дней, мог произойти фискальный обрыв. Но в ночь на 1 января 2013 года Конгресс США одобрил Закон «О фискальном обрыве», тем самым отсрочив падение.

На март 2013 года госдолг США на душу населения составлял около 53 тыс. долл./чел., в то время как ВВП на душу населения составлял 51749 долл. (2012 г.) Данные экономические показатели свидетельствуют о ненулевой вероятности дефолта, но поскольку государство США имеет самый высокий кредитный рейтинг ААА (по оценкам международных рейтинговых агентств Fitch и Moody’s), то соответственно платит маленькие проценты по своему государственному долгу. Государственный долг США на 45 процентов является внешним долгом и номинирован в долларах США — первой в мире валюте по объёму валютных резервов и денежных операций. Благодаря этим и другим факторам вероятность дефолта США практически равна 0, за исключением чисто технического дефолта [19] .

Читайте так же:
Счетчик банкнот leader 2000

В конце августа 2017 на штат Техас обрушился ураган Харви, а на Флориду — ураган Ирма, которые имели разрушительные последствия. На их ликвидацию потребовалось выделить экстренное финансирование. Конгрессу с Белым домом пришлось срочно принимать закон о повышении лимита, который позволил бы продолжить заимствования. 8 сентября 2017 года госдолг США впервые в истории превысил отметку в 20 трлн долларов [20] . В этот день президент Дональд Трамп подписал закон о временном повышении порога государственного долга страны, который разрешил неограниченные федеральные займы [21] . Таким образом, Америка набрала в долг 10 триллионов долларов всего за восемь лет. Для предыдущих 10 триллионов потребовалось более 100 лет. Несмотря на большой долг, благодаря экстремально низким ставкам Штаты тратят на процентные платежи по своим бумагам не более 300 миллиардов долларов в год и, при сложившихся условиях, могут копить долг неопределённо долго. Но если же ставка по 10-летним облигациям вырастет с нынешних 2 % до 4,5 % (базовый прогноз конгресса), то это увеличит стоимость обслуживания до 800—900 миллиардов долларов в год через 7—10 лет, причём на купонные платежи будет уходить до половины налоговой выручки правительства [22] .

В сентябре 2020 года госдолг вырос до 26,9 триллионов долларов [2] .

Структура [ | ]

Структура госдолга США по состоянию на январь 2019 года [23] :

  • Общий госдолг: 21 959 миллиардов;
  • Долг перед различными лицами: 16 108 миллиардов;
  • Внутригосударственный долг: 5851 миллиард.

По состоянию на 2020 год около 30 % госдолга США находится на балансе федеральных агентств, прежде всего Фонда социального страхования. Оставшаяся часть закреплена за публичными структурами. Крупнейшая из публичных групп представлена международными кредиторами. По данным на март на них приходится почти 4,3 трлн долларов. Наибольший объём у Японии и Китая, 1,27 трлн и 1,08 трлн соответственно [9] .

Расчёты по долгу [ править | править код ]

В 2019 году США заплатили 567 млрд долларов процентных расходов по госдолгам (17 % доходов бюджета). Средняя процентная ставка составила 2,5 %. По состоянию на 2020 год уровень долга заметно вырос, но процентные ставки при этом уменьшились. В марте 2020 года ФРС снизила ключевую ставку с 1,75 % до 0,25 %. Вместе с fed funds rate уменьшилась и стоимость обслуживания долга. К примеру, за год доходность 10-летних Treasuries опустилась с 2,4 % до 0,7 % годовых [9] .

Государственный долг: определение, плюсы, минусы, когда оно слишком высокое 2021

Государственный долг: определение, плюсы, минусы, когда оно слишком высокое 2021

Государственный долг определяется как страна, которая должна перед кредиторами вне себя. Сюда могут входить люди, предприятия и даже другие правительства. Термин «государственный долг» используется взаимозаменяемо с термином «суверенный долг».

Государственный долг обычно относится только к государственному долгу, но некоторые страны также включают задолженность государств, провинций и муниципалитетов. Поэтому будьте осторожны при сравнении государственного долга между странами, чтобы убедиться, что определения одинаковы.

Независимо от того, что это называется, государственный долг — это накопление годового бюджетного дефицита. Это результат того времени, когда государственные лидеры тратят больше, чем за счет налоговых поступлений. Более подробно см. Раздел «Как задолженность и дефицит влияют друг на друга».

U. S. Public Debt

Департамент казначейства США управляет государственным долгом через Бюро государственного долга. Он измеряет задолженность, принадлежащую общественности, отдельно от межправительственного долга. Государственный долг включает в себя казначейские векселя, облигации и облигации, которые обычно покупаются крупными инвесторами. Вы можете стать владельцем государственного долга, покупая сберегательные облигации и СОВЕТЫ. Внутригосударственный долг — это сумма, которую Казначейство обязано некоторым федеральным пенсионным фондам, а главное — Целевому фонду социального обеспечения.

8 сентября 2017 года долг США превысил 20 триллионов долларов. Это составляет отношение долга к ВВП около 104 процентов. Это основано на последнем ВВП второго квартала в размере 19 долларов США. 2 трлн.

Но государственный долг был более умеренным 14 $. 6 трлн. Это привело к тому, что соотношение государственного долга к ВВП было безопасным на 76 процентов. По данным Всемирного банка, переломный момент составляет 77 процентов.

Читайте так же:
3 зонный счетчик таблица

Возможно, именно поэтому инвесторы не настаивают на более высоких процентных ставках. Фактически, процентные ставки по-прежнему исторически низки. Чтобы понять, почему, см. У. С. Долговой кризис.

Государственный долг и внешний долг

Не путайте государственный долг с внешним долгом. Это сумма, причитающаяся иностранным инвесторам как правительством, так и частным сектором. Государственный долг влияет на внешний долг, потому что, если процентные ставки повысятся на государственный долг, они также будут расти для всех частных долгов. Это одна из причин, по которым предприятия оказывают давление на правительства, чтобы сохранить государственный долг в разумных пределах. (Источник: «Государственный долг», Глоссарий ЦРУ World Factbook.)

Когда общественный долг хорош

В краткосрочной перспективе государственный долг — это хороший способ для стран получить дополнительные средства для инвестиций в их экономический рост. Государственный долг — это безопасный способ для иностранцев инвестировать в рост страны путем покупки государственных облигаций.

Это намного безопаснее прямых иностранных инвестиций. Именно тогда иностранцы покупают по меньшей мере 10 процентов акций в компаниях, бизнесе или недвижимости страны.Это также менее рискованно, чем инвестиции в публичные компании страны через фондовый рынок. Государственный долг привлекателен для инвесторов, не склонных к риску, поскольку он поддерживается самим правительством.

При правильном использовании государственный долг улучшает уровень жизни в стране. Это потому, что оно позволяет правительству строить новые дороги и мосты, совершенствовать образование и профессиональную подготовку, а также предоставлять пенсии.

Это побуждает граждан тратить больше денег вместо экономии на пенсию, что еще более ускоряет экономический рост.

Когда общественный долг плох

Правительства склонны брать слишком много долгов, потому что выгоды делают их популярными у избирателей. Поэтому инвесторы обычно измеряют уровень риска путем сопоставления долга с общей экономической продукцией страны, известной как валовой внутренний продукт. Отношение долга к ВВП дает представление о том, насколько вероятно, что страна сможет погасить свою задолженность. Инвесторы обычно не заботятся, пока соотношение долга к ВВП не достигнет критического уровня.

Когда кажется, что долг приближается к критическому уровню, инвесторы обычно начинают требовать более высокую процентную ставку. Они хотят получить больше прибыли для более высокого риска. Если страна продолжает тратить, то ее облигации могут получить более низкий рейтинг S & P. Это указывает, насколько вероятно, что страна будет дефолт по своему долгу.

По мере роста процентных ставок страна становится более дорогой для рефинансирования своей существующей задолженности. Со временем больше доходов приходится на погашение долга и меньше на государственные услуги. Подробнее о том, как это произошло в Европе, см. «Суверенный долговой кризис».

В долгосрочной перспективе государственный долг, который слишком велик, может вести себя как вождение с аварийным торможением. Инвесторы повышают процентные ставки в обмен на более высокий риск дефолта. Это делает компоненты экономической экспансии, такие как жилье, рост бизнеса и автокредиты, дороже. Чтобы избежать этого бремени, правительства должны быть осторожны, чтобы найти это сладкое пятно государственного долга. Он должен быть достаточно большим, чтобы стимулировать экономический рост, но достаточно небольшой, чтобы низкие процентные ставки.

Статистика внешнего долга России

После распада Советского Союза, Российская Федерация унаследовала долг СССР ($104,0 млрд.) в обмен на отказ бывших союзных республик от зарубежных активов распавшейся страны.

Переход промышленности и сельского хозяйства от плановой системы управления к рыночным инструментам давался молодой стране с трудом. Поэтому Россия в 90-е годы была вынуждена активно брать кредиты у международного банка и МВФ. И если в 1994 году самостоятельных кредитов было всего на 14,0 млрд. долларов США (без учета долга СССР), то уже к 1998 году задолженность превысила размер валового продукта и составила 146,4% ВВП. В абсолютных цифрах – 188,534 млрд. долларов (на конец года).

Это был пик задолженности. Страна стала слезать с кредитной иглы, что позволило уменьшить к началу 2000 года внешний госдолг до 146 млрд. долларов. Но одновременно стала меняться структура внешних заимствований. На международном кредитном рынке со стороны РФ появились новые игроки: Центральный банк, коммерческие банки, субъекты корпоративного сектора экономики. В результате совокупный внешний долг стал стремительно расти при одновременном падении задолженности Правительства.

Читайте так же:
Что такое счетчик просмотров вконтакте

Статистика внешнего долга России по годам приведена на графике.

График внешнего долга России по годам

В 2014 году на Россию были наложены санкции, в связи с чем она была вынуждена соблюдать строгую финансовую дисциплину в макроэкономике (на уровне государства) до 2019 г. В результате правительственный долг на 2019 год снизился до $47,5 млрд.

В 2019-2021 годах появилась новая тенденция: при профиците бюджета государство вновь начало брать кредиты и выпускать облигации, хотя нужды брать займы, у Министерства финансов не было и нет.

По мнению отечественных и зарубежных финансистов, заимствования носят скорее имиджевый характер, чем попытка заработать на дешевых финансовых ресурсах. Появление прагматизма у Правительства позволяет скорее согласиться с тем, что государство пополняет бюджет за счет разницы стоимости кредитов внутри страны и за рубежом.

Есть и другая точка зрения – состояние экономики России напоминает полусонное царство. Дешевыми кредитами правительство стремиться расшевелить бизнес, придать большую динамику в развитии. Кто прав — покажет время.

Международный опыт проведения долговой политики государства

Изучение опыта ведения долговой политики странами ближнего и дальнего зарубежья способствует разработке собственных вариантов решения внутренних и внешних финансовых проблем. Это один из самых приемлемых путей дальнейшего развития. Поскольку Россия имеет значительный внутренний государственный долг, вопрос о том, как найти приемлемый выход из сложившейся ситуации, представляется актуальным.

В некоторых скандинавских странах практикуется особая политика ведения долгового портфеля, напоминающая работу с портфелем ценных бумаг. Преследуемая цель – снижение рисков и затрат на обслуживание долга. Разработанная базовая модель приводит к успеху. Например, используя примерно такую же схему, Новая Зеландия в период с 1994 по 2000 год смогла полностью погасить внешний долг.

Великобритания демонстрирует пример того, как нужно грамотно избегать перспективы долгосрочных расходов на поддержание трат Правительства. Выкуп долговых обязательств – решение американского правительства в направлении минимизации последствий гигантского долга.

Однозначного решения для конкретной экономики не почерпнуть из мирового опыта. Самый оптимальный вариант здесь – разнообразить методы реструктуризации долга, поскольку только на этом пути можно снизить нагрузку на внутренний рынок, а также обрести перспективу получения новых кредитов (к примеру, в Международном банке реконструкции и развития).

Государственный долг США

В мировом масштабе США являются обладателями самого внушительного долга. В январе 2019 года цифра почти достигла отметки в 22 триллиона долларов. Однако по отношению к ВВП страны штаты занимают далеко не первую строчку. В послевоенное время в прошлом веке стране удалось добиться значительного экономического прироста и значительно сократить показатель соотношения долговых обязательств к валовому продукту.

В 2011 году в связи с необходимостью увеличения лимита госдолга страна оказалась на грани технического дефолта. В 2017 году уже при Дональде Трампе было принято решение о неограниченных федеральных займах. Пока доход, идущий от организаций за счет налога, позволяет обслуживать имеющийся долг, но при увеличении ставки по облигациям затраты могут возрасти до половины собранной за счет налогообложения суммы.

Внутри общего долга доля внутригосударственных обязательств составляет порядка 6 триллионов. По данным 2018 года крупнейшими кредиторами США являются Китай и Япония. Еще в 1989 году в Нью-Йорке был размещен публичный счетчик, впоследствии демонтированный. Обновленная версия есть в городе до сих пор.

Государственный долг РФ

Долги союзных республик после событий 1991 года отошли России. Через семь лет наступил кризис и внешний долг РФ достиг пиковой точки, составив 188 миллиардов долларов. К 2006 году удалось погасить часть долгов по кредитам на общую сумму 22,5 миллиарда долларов.

Экономический кризис, грянувший в 2008 году, привел к тому, что доля зарубежных заимствований значительно сократилась. Впоследствии получение иностранных кредитов продолжилось. Очередной максимум задолженности был достигнут в 2014 году, сумма превысила 700 миллиардов долларов.

Украинские события привели к запрету на предоставление западных кредитов резидентам, размер обязательства стал сокращаться. Итогом стал валютный кризис и обрушение курса рубля.

Благодаря работе пресс-центра Минфина открытые данные об обязательствах страны доступны каждому гражданину. По отношению к ВВП страны объем задолженности находится в пределах 10%. Благодаря резервам удалось достичь полного покрытия имеющегося долга, о чем сообщил президент страны В.В. Путин в своем обращении к Федеральному собранию в феврале 2019 года.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector