Бытовые дозиметры радиации
Бытовые дозиметры радиации
Недорогой портативный прибор для определения радиационного фона – бытовой дозиметр. Измеряет уровень радиоактивности в помещении, на открытой территории или на конкретном предмете, человеке. Для покупки аппарата не требуется разрешений.
Оборудование для применения в домашнем хозяйстве появилось относительно недавно. Людей интересует, как выбрать бытовой дозиметр радиации. Какие характеристики являются определяющими. Какие модели заслужили высокой оценки покупателей.
Как было открыто
Впервые частицы этих лучей были зафиксированы британских ученым Эрнестом Резерфордом. Именно благодаря его научным изысканиям мир получил модель атома и узнал, что представляет собой альфа излучение. Эрнест смог расщепить излучение на элементы, воздействуя магнитным полем на радиоактивный препарат.
Специалист положил в запаянный цилиндр из свинца радиоактивное вещество, фотопластину и подверг их на выходе влиянию магнитного поля. Вследствие этого облучение расщеплялось на отдельные части. Пара лучей, отклонившиеся в противоположные стороны, были названы бета-лучами и альфа-лучами. Лучи, преломляющиеся под углом в 90 градусов, были названы гамма-лучами. Для бета-излучения характерен отрицательный заряд, а для альфа — положительный.
После исследования альфа-лучей Резерфорд выяснил, что альфа-частица по многим показателям похожа на атом гелия и обладает положительным зарядом. Также ученый узнал о следующих характеристиках альфа-излучения:
- масса частички излучения — 4,0015 АЕМ (атомная единица массы);
- энергия альфа-частички — от 2 до 9 МэВ;
- у альфа-излучения проникающая способность крайне низкая — это отличительная особенность лучей;
- самые распространенные источники — радиоактивные изотопы;
- у альфа-луча очень короткий путь — его длина не превышает одиннадцати сантиметров.
Как защититься от альфа-излучения
Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать определенный вывод о безопасности α-излучения. Для таких лучей преградой является даже просто лист бумаги. При небольшом расстоянии возможно незначительное повреждение только верхних слоев кожи. Таким образом, внешнее воздействие не оказывает негативного влияния.
А вот попадание частиц альфа излучения внутрь организма может стать очень серьезной проблемой. Произойти это может разными способами.
Способы проникновения:
- Повреждения на кожных покровах,
- Зараженная вода,
- Зараженная пища.
В результате при таком заражении происходит довольно сильная ионизация внутри организма, при этом происходит образование различных окислителей, которые оказывают негативное влияние на все системы организма.
Чтобы избежать внутреннего заражения, необходимо принять определенные меры защиты.
- Использовать защитную одежду из специального материала в местах α-илучения.
- Глаза необходимо защищать очками из органического стекла.
- Если кожные покровы довольно чувствительные, то стоит смазывать их защитными кремами.
- Не следует употреблять в пищу продукты и использовать воду, если они находились под воздействием излучения.
Помимо этого, следует знать, что можно добавить в рацион определенные продукты, а также витамины В и С, которые помогут вывести небольшие дозы излучения.
Таким образом, защита от вредного воздействия заключается в соблюдении мер безопасности.
Нейтронное излучение
Поток нейтронов образуется в результате техногенной деятельности – работы ректоров, взрывов ядерных боеприпасов. Не имеющие заряда частицы, имеют наибольшую дальность действия по сравнению с другими типами радиационного излучения. Человек получает опасную для жизни дозу излучения на расстоянии 1,3–1,5км от его источника.
Нейтроны глубоко проникают в ткани, провоцируя мутации, патогенные изменения. Защитой от таких частиц станет вода и другие вещества, где много водорода. Нейтронное излучение является наиболее опасным для человека из-за большого радиуса действия.
Вред радиации: радионуклиды имеют свойство накапливаться в организме
Радионуклиды представляют собой химический элемент, который способен к радиоактивным превращениям, то есть имеет свойство переходить в нуклид другого элемента, или же в нуклид того же элемента. При этом происходит распад нуклида, соответственно с определенным вредом для здоровья.
То есть, основное негативное свойство радионуклидов — радиация, излучаемая при их распаде. Вещества, находящиеся в окружающей природной среде, практически неопасны для организмов, и они являются одними из источников естественного радиационного фона. Там, где радионуклидов скапливается достаточно много, фон повышается. То есть не происходит ничего, что выходило бы за рамки, заложенные природой, ведь радиоактивное излучение было «учтено» при зарождении и развитии жизни на Земле. Живые организмы в ходе долгой эволюции подстраивались под него, и потому в естественном виде вред радиация нанести не может.
Но вмешательство человека существенно исказило природу, и в итоге опасные элементы стали попадать в наши тела — с воздухом, с пищей, с водой. Курильщики и люди, что их окружают, с каждой затяжкой потребляют изотопы цезия и стронция; любители грибов рискуют «скушать» половину годовой нормы, просто собрав (или купив) грибов не в том месте. И это, к сожалению, негативно отразится на их здоровье — тем и коварно радиоактивное излучение, что его не видно, и узнается о нем постфактум.
Но самое страшное, действительно страшное — это то, что радионуклиды имеют неприятное свойство накапливаться внутри организма, и тело подвергается облучению даже в изолированной от любых воздействий камере, что уж говорить о нормах радиации, которые получаются в естественной среде? Вред от радиации наступит, в таком случае, точно и гарантированно. Пусть не в виде лучевой болезни, но последствия вряд ли будут приятными.
Рассмотрим, для примера, стронций-90. Вещество накапливается в скелете, причем с первых дней появления костной ткани, то есть ещё даже до рождения. И чем большую дозу стронция получит человеческий организм в материнской утробе, тем больший вред будет нанесен еще несозревшему телу.
Стронций облучает постоянно, и «атаке» подвергается:
- скелет;
- костный мозг;
- кровь;
- кроветворная система.
Под большой угрозой оказывается иммунная и репродуктивная система. И это притом, что внешне вроде как всё в порядке, ведь ни излучение, ни сам стронций-90 выявить в лабораторных условиях у живого человека невозможно. Вред радиации, образуемой изотопом стронция-90, проявляется в анемии, хронической усталости (в том числе и в виде синдрома хронической усталости), аутоиммунных процессах.
Если рассматривать цезий в виде изотопа (цезий-137), то он, подобно стронцию, умеет «прятаться» в тканях человеческого тела, то есть его наличие и объем неопределим до самой смерти! Вызывает же цезий-137 достаточно «милый» список болезней и патологий, к которым, в первую очередь, относится:
- мигрень. Самое безобидное, но наиболее частое явление;
- вегетососудистая дистония по гипер или гипотипу. Мало приятного, да и риск инфаркта или инсульта возрастает в десятки и сотни раз;
- аритмия и/или тахикардия. Предвестники инфаркта, между прочим;
- цирроз печени. Да-да, можно прожить трезвенником всю жизнь, но при этом умереть от цирроза печени. Цезий-137 будет стараться, гарантированно;
- проблемы с ЖКТ и системой пищеварения в целом.
Однако, несмотря на столь внушительный список, вред радиации в случае с цезием не столь уж «плачевен». Если его поток в организм прекратится, то тело выведет опасный радионуклид в течение всего лишь 200 дней. Стронций, к примеру, не выводится никак и ни за какие сроки.
И это всего лишь два опасных элемента. А ведь их — великое множество! И все это «дело» мы потребляем с пищей, с водой, с воздухом. Но мало этого, мы сами себя специально травим изотопами, закуривая сигареты, или позволяя другим курить в своём присутствие. Мы не требуем никаких сертификатов, приобретая строительные и отделочные материалы. А потом начинаются болезни, поиски их источника. тогда как он всегда с нами. Тем и коварна радиация, что вред от нее можно оценить лишь по факту облучения.
Не стоит думать, что радионуклиды можно выявить при помощи обычного дозиметра. «Счетчик Гейгера» реагирует лишь на излучение, в то время, как объем излучения указанных элементов невысок, и чувствительности у прибора не хватит. Радионуклиды можно выявить в лабораторных условиях, причем для этого придется использовать сложное оборудование.
Дед солдата: тест-драйв бронетранспортера ГАЗ-40
Вторая Мировая война стала ареной для битвы моторов, где лучшие умы стран-участниц соревновались в постройке самых маневренных и защищенных броневиков ближнего боя. Почти все операции проходили при поддержке танковых подразделений пехотой, которую также надо было как-то доставить на место сражения. Для таких целей и придумали бронетранспортеры, получившие широкое распространение в послевоенное время, на которое пришлись годы боевой молодости нашего сегодняшнего героя.
И значально пехотинцев доставляли к месту сражения на обычных грузовиках, но на практике на этой затее быстро поставили крест. Бойцы, располагавшиеся в кузове грузовика, становились отличной мишенью для противника, да и проходимость груженых автомобилей по пересеченной местности оставляла желать лучшего – пехоте был нужен собственный бронированный транспорт.
Первые опыты создания бронеавтомобилей в СССР выявили основные недостатки этого класса автомобилей: перетяжеленные броневики с приводом на одну ось легко вязли на проселках и не могли обеспечить доставку необходимого количества пехотинцев. Проблему попытались решить, построив бронетранспортер на базе крошечного полноприводного БА-64 – бронеавтомобиль с индексом «Е» мог вместить шесть человек. Некоторое количество таких бронетранспортеров поступило в разведывательные подразделения, но широкого распространения броневик не получил: сказывалась малая пассажировместимость, отсутствие вооружения для самообороны и стесненные условия десантников внутри. Анализируя полученный опыт, конструкторы Горьковского автомобильного завода пришли к выводу, что построить многоместный броневик из командирского джипа просто невозможно.
Снаружи
При создании нового бронетранспортера конструкторы ГАЗа руководствовались максимальной унификацией с автомобилями, выпускаемыми на предприятии. Первые прототипы, обозначенные в заводской документации как «Объект 141», вышли из заводских ворот в 1947 году. По требованиям военных новый броневик должен был обеспечивать перевозку до восьми пехотинцев в полной амуниции по пересеченной местности, с бронезащитой от попадания пуль и осколков, а для обороны и поддержки пехоты его предполагалось оснастить пулеметом.
На фото: White M3A1 Scout Car
Изучив ближайшие зарубежные аналоги, специалисты ГАЗа взяли за прототип американский бронетранспортер М3А1 Scout Car, поставлявшийся в СССР по ленд-лизу. Основными агрегатами с новым отечественным бронетранспортером, поступившим на вооружение Красной Армии под именем БТР-40, поделился внедорожный грузовик ГАЗ-63. У него, например, позаимствовали рядную «шестерку», получившую индекс «ГАЗ-40» и отличавшуюся от обычного мотора иным карбюратором, что позволило увеличить мощность двигателя с 70 до 80 л. с., и коробкой передач. Поскольку мотор был полностью спрятан под бронированным капотом, пришлось спешно продумывать систему охлаждения. По наследству от «63-го» достались БТР-40 и мосты, подвешенные на полуэллиптических листовых рессорах и снабженные рычажными амортизаторами двухстороннего действия, а также раздаточная коробка, объединенная с демультипликатором, который имел понижающую и прямую передачи. Передний мост отключался вручную, при этом, чтобы не сломать систему при движении на заднем приводе, рычаг «раздатки» блокировался.
В отличие от своего штатского «коллеги», «сороковой» не имел рамы. Вместо неё несущую основу играет сварная бронекапсула, призванная защитить экипаж от попадания пуль и осколков.
Правда, вся эта защита кажется ненужной после того, как узнаешь, что этот БТР – кабриолет. Крыши как таковой у автомобиля нет – ее роль заменяет брезентовый тент, способный укрыть бойцов разве что от непогоды.
Сделано это было после того, как оказалось, что получившаяся машина оказалась перетяжеленной для «газоновского» движка.
Однако военных бронетранспортер удовлетворил. На испытаниях он преодолевал брод глубиной до 0,9 метра, подъемы крутизной под 30 градусов и рвы шириной до 0,75 метра, ведь дорожный просвет машины составляет весьма впечатляющие 276 мм, а для пущего повышения проходимости БТР оснастили 18-дюймовыми шинами с протектором в виде «косой елки», характерной для большинства отечественных внедорожных автомобилей. При этом максимальная скорость машины по пересеченной местности достигала 35 км/ч, а на хороших дорогах этот показатель можно было увеличить вдвое. Добавьте к этому двухтонный прицеп на буксире – и вы получите вполне удобную и многоцелевую машину для нужд разнообразных войск.
И еще одна деталь, сразу заметная при беглом взгляде на переднюю часть машины – это мощная цепь передней лебедки. Оказывается, она здесь механическая и имеет привод от коробки отбора мощности, причем трос, разматывающийся аж на 75 метров, вполне легко вытягивает машину из «плена».
Внутри
Чтобы пробраться в салон, нужны навыки эквилибриста: узкая бронедверь открывается под острым углом, прикрывая седоков от возможного обстрела. Чтобы забраться внутрь, нужно влезть в неудобный лаз, ужом ввертываясь за гигантскую «баранку» рулевого колеса. Впрочем, при наличии навыка посадка на обитую кожзамом табуретку – процедура не самая сложная.
Несмотря на высоту, на которую приходится забираться, посадка на этой табуретке очень низкая. Кажется, что это спорткар и что до земли – всего несколько сантиметров клиренса. Сложно отсюда и вылезти – чтобы не удариться о притолоку корпуса, нужно исполнить пару гимнастических элементов. Передние амбразуры оборудованы откидными бронекрышками, оснащенными пулестойкими «триплексами», прикрыв которые вы сводите обзорность машины до нуля. Форточек и боковых зеркал тут тоже нет – зато имеются смотровые щели, которые расположены на «скулах» корпуса слева и справа, они при необходимости блокируются наглухо, при этом обеспечивая хоть какой-то боковой обзор и вентиляцию водителю и командиру.
Еще сложнее приходится бойцам: ведь помимо мехвода и командира, БТР может принять на борт до восьми бойцов в полном вооружении. Сидеть на откидных десантных страпонтенах и табуретках с притороченной к броне мягкой обивкой некомфортно, но больше всего задаешься вопросом – как бойцы в полном обмундировании с «калашниковыми» наперевес быстро запрыгивали и выскакивали из машины? Оказывается, все просто: для спешивания бойцов предназначена двустворчатая дверь в корме корпуса.
При первом взгляде на переднюю консоль (если эту железяку вообще можно сравнить с панелями современных автомобилей) глаза разбегаются – ведь такое количество тумблеров и рычажков наверняка вводило в ступор солдат-срочников.
Ан нет: специально для пользователей конструкторы оставили «руководство по эксплуатации» – спереди разместился целый иконостас из табличек, информирующих всех несведущих о схеме переключения передач, правильности подключения переднего моста или работы систем охлаждения. На панели приборов множество стрелочных шкал, среди которых оказались спидометр и аж два датчика температуры – системы охлаждения двигателя и температуры масла.
На ранних броневиках специально для лучшей читаемости приборов ночью шкалы и указатели покрывались тонким слоем соли радия. Разумеется, радиоактивный металл ощутимо «фонил»: местами счетчик Гейгера зашкаливал на отметке 8 000 микрорентген в час (для сравнения, природный фон радиации обычно составляет 30 мкР/ч!). Однако ничего ужасного в этом не было – по крайней мере для тех, кто не намеревался нюхать или лизать эти приборы: благодаря высокому рассеиванию гамма-лучей на дистанции в один метр радиоактивный фон падал до естественного. К тому же соли радия активно применялись и в других советских приборах военного комплекса, пока не были найдены более безопасные заменители. Нет радиоактивных элементов и у нашего героя – в процессе реставрации он получил приборы, которые для лучшей читаемости покрыли безвредным люминофором.
Для связи с войсками командиру полагается радиостанция Р-113, короб которой разместился перед командирским сиденьем. Штатно БТР комплектовался пулеметом Горюнова калибром 7,62 мм, которым экипаж мог успешно отбиваться как от низколетящих воздушных целей, так и вести огонь по живой силе противника, а также – прикрывающий огонь для десантирующихся пехотинцев. Наша машина – разумеется, демилитаризованная, то есть пулемет с неё демонтирован, но хранится совсем рядом – в гараже у хозяина. Ну а в реальных боевых условиях и сами бойцы могли вести огонь прямо на ходу – через четыре лючка-бойницы в бортах машины.
За рулем
Чтобы оживить «газоновское» сердце нашего броневика, потребуется целая процедура. Забудьте о простом повороте ключа зажигания! Сначала тумблером надо включить «массу», без этого на военных автомобилях никак – отключив рычажок, мы полностью обесточиваем машину, а не выключаем мотор. Ищу следующий тумблер на панели приборов: зажигание. Щелчок – и выжимаем напольную педаль стартера, предварительно не забыв вытянуть ручку подсоса на себя (вы ведь не забыли, что наша машина карбюраторная?). Вот теперь можно и трогаться – правда, появилась новая задача: сдать назад.
Обзора назад тут нет, ориентируюсь только по вынесенным далеко вперед зеркалам заднего вида, установленных владельцем и хоть как-то облегчающим маневрирование. Ни на одной машине их не было, а для помощи неопытному водителю в осознании габаритов БТР-а на передних крыльях примостились кругляши белого цвета. Зад на табуретке без каких-либо ремней безопасности (а зачем?), руки обнимают обод руля, размерами превосходящий колесные диски этих ваших кредитных Фокусов, ноги на педалях, взгляд – в триплексы лобового стекла, и в голове уже звучит гагаринское: «Поехали!».
Помните про усилители руля, которые имели вполне широкое распространение за рубежом в те годы? Забудьте и про них! Назовите меня сексистом, но БТР – машина для настоящих мужиков, ведь чтобы повернуть рулевое колесо, нужно приложить недюжинную силу. Выжимаю длинноходную педаль сцепления, немного раскручиваю нижневальную «шестерку», почти неслышно работающую на холостых оборотах, и пятитонная махина начинает движение, издавая ласкающий слух низкочастотный гул, создающий впечатление монументальности и прочности. Если вы ожидали от БТР какой-то динамики в разгоне с места до максимальной скорости в 60 км/ч, то я вас огорчу. Разгон – как у груженого грузовика, уверенный и нерасторопный. И это недалеко от истины – ведь мы уже усвоили, что основные агрегаты тут позаимствованы от полноприводного брата ГАЗ-51, модели ГАЗ-63.
Но самое интересное начинает происходить при переключении передач – ведь коробка тут несинхронизированная, и для правильного включения нужной передачи нужно осваивать хитрую науку переключения с двойным выжимом. Хотя это для нас сегодняшних это экзотика, пережиток прошлого, а в годы молодости этой машины владение этой техникой было обязательным для водителя, чтобы он быстро не вывел из строя трансмиссию.
Даже остановить броневик не так-то просто, как кажется на первый взгляд. Я плавно выжимаю педаль тормоза, а машина… не тормозит. Что такое? Ласкового отношения БТР не любит – на педаль нужно давить, словно давишь кованым сапогом капиталистическую гидру, и только после этого пятиметровая махина соизволит остановиться. Да-а, а ведь на нем служили – успели «сороковые» и повоевать в локальных конфликтах по миру.
Впервые проверку на прочность в боевых условиях «сороковой» прошел в конфликте в Венгрии в 1956 году. Использовали его и на Ближнем Востоке, и в Юго-Восточной Азии, а в ряде стран эти машины даже состояли на вооружении и даже получали собственные модификации. Так, в Индонезии нашему герою сварили закрытый бронекорпус, на который водрузили башню с пулеметом. После обновления парка мотострелковых войск более современными бронетранспортерами «сороковые» передавались в другие роды войск, где использовались для учебных целей или в качестве машин войскового обеспечения. С вооружения России последние БТР-40 были сняты в 1993 году.
История покупки
Как вы думаете, где можно купить такой БТР? Съездить на один из военных полигонов, где, возможно, вам повезет найти остатки броневика, тихо ржавеющие на задворках и ожидающие своей участи быть сданными в ближайший пункт металлолома? Все гораздо проще. Алексей, будущий владелец, нашел его по объявлению на Авито (в очередной раз удивимся – чего же там только нельзя приобрести!), где продавался корпус с документами. Выкупив броню, Алексей привез его в Москву, где и начался долгий и кропотливый процесс реставрации. Фактически, от оригинальной машины Алексею достался только бронекорпус, который впоследствии отпескоструили и привели в форму. Силовым агрегатом, «раздаткой», карданами и мостами поделился донорский ГАЗ-63, а все детали были отмыты, перебраны и заново окрашены.
Применение альфа-излучения
Полученные знания о физико-химических свойствах этих лучей позволили не только узнать, как можно защититься от альфа-излучения, но и разработать тактику альфа-терапии. Она использует полученные при альфа-излучении изотопы — радон, торон, имеющие малые сроки жизни и быстро выводимые из организма.
Спектр возможных процедур включает:
- радоновые ванны;
- питье радоновой воды;
- радоновые аппликации и орошения;
- вдыхание воздуха с радоновым компонентом.
Медики считают, что применение альфа-частиц в терапии более эффективно и безопасно для пациентов, чем бета-излучение. Их воздействие более фокусируемо и для уничтожения раковых клеток требуется значительно меньшее количество процедур.
Альфа-терапия оказывает противовоспалительное, обезболивающее и успокаивающее действие, поэтому показано для лечения гинекологических, сердечно-сосудистых заболеваний, а также проблем с опорно-двигательным аппаратом.
Так, огромная исследовательская работа целой плеяды физиков позволила установить границы опасности этого излучения, способы профилактики и защиты от его воздействия. А разработанная методика альфа-терапии вернула здоровье огромному числу пациентов.