Teres-1t.ru

Инженерные решения
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто должен менять электросчетчик в квартире собственника

Кто должен менять электросчетчик в квартире собственника

Oжидaeтcя, чтo c 1 июля 2020 гoдa жильцaм бoльшe нe пpидeтcя бecпoкoитьcя o зaмeнe элeктpocчeтчикoв, cнaбжaющиe и ceтeвыe opгaнизaции бyдyт мeнять иx cвoими cилaми в cooтвeтcтвии c зaкoнoм oб «yмныx cчeтчикax» (№522-Ф3 oт 27.12.2018 г.).

Нo дo лeтa eщe дaлeкo, дa и пaндeмия кopoнaвиpyca мoжeт внecти cвoи кoppeктивы. Чтo дeлaть, ecли пpибop cлoмaлcя ceйчac и oтвeт нa вoпpoc, ктo дoлжeн мeнять элeктpocчeтчик в квapтиpe coбcтвeнникa нe тepпит oтлaгaтeльcтвa?

Законодательная основа

Есть перечень законодательных документов, регламентирующих проведение работ, они определяют, кто может установить счетчик, кто несет ответственность за данное электрооборудование. В этом перечне – Гражданский кодекс, Жилищный кодекс.

Касается вопросов электроснабжения и Постановление Правительства №530, подписанное от 31.08.26, Постановление Правительства №491, подписанное 13.02.2006. Также нужно брать во внимание и Федеральный закон №261, который вступил в силу 23.11.2009.

ВНИМАНИЕ! По закону основную ответственность за электроснабжение несет поставщик или управляющая компания. Их задача – наладить стабильную поставку электричества потребителю.

В сфере ответственности поставщика и УК – обслуживание электрооборудования, в том числе и электросчетчиков, контроль технического состояния, проверка, ремонт.

Может ли РСО установить ОДПУ в МКД без разрешения собственников и требовать деньги?

РСО без согласия жителей установила ОДПУ и требует денег. Что делать несогласным с установкой или размером расходов? Существует ли предел затрат?

По вопросам:

Имеет ли право ресурсоснабжающая компания без решения собственников МКД установить ОДПУ и выставить расходы собственникам помещений? Если да, то на каких условиях? Как быть собственникам которые не согласны? Есть ли норматив или расчет предельной стоимости такой установки?

Сообщаю:

Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:

  1. Жилищный кодекс РФ;
  2. Гражданский кодекс РФ;
  3. Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  4. Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416;
  5. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491;
  6. Письмо Минстроя России от 28.07.2017 № 26902-ДБ/04;
  7. Письмо Минстроя России от 09.04.2014 N 5792-МС/04;
  8. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015);
  9. Определение Верховного Суда РФ от 15.04.2015 по делу № 308-КГ14-6110;
  10. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2017 N 15АП-15643/2017 по делу N А32-40930/2016;
  11. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.02.2017 по делу N А33-29677/2015;
  12. Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2016 N 11АП-17279/2015 по делу N А55-3346/2015;
  13. Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2016 N 07АП-9533/2016 по делу N А67-4799/2016.

Исходя из предоставленной информации, считаю необходимым сообщить следующее:

Инженерные сети МКД

Согласно ст. 36 Жилищного кодекса РФ механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, является общим имуществом многоквартирного дома и находится в общей долевой собственности собственников помещений в доме. К такому оборудованию относятся инженерные коммуникации дома и общедомовые приборы учета.

Читайте так же:
Счетчик поля во views

Частью 5 статьи 13 федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлена обязанность собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления указанного закона (27.11.2009) обеспечить оснащение домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии.

Согласно ч. 1 ст. 13 указанная обязанность отсутствует у собственников ветхих, аварийных объектов, объектов, подлежащих сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объектов, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт.

В соответствии со ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. Поэтому отказаться от трат на оснащение дома ОДПУ несогласный собственник не может.

В соответствии с частью 8 статьи 13 фз «Об энергосбережении» действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий. Поскольку деятельность по установке, ремонту и обслуживанию приборов учета не является лицензируемым видом деятельности, ей может заниматься любой хозяйствующий субъект. К такому выводу пришел Верховный Суд РФ в определении от 15.04.2015 по делу № 308-КГ14-6110.

Закон № 261-ФЗ в ч. 12 ст. 13 определил последствия неисполнения собственниками обязанности по установке общедомовых приборов учета (далее также ОДПУ): если установка и ввод в эксплуатацию не были произведены до 01.01.2012, то организации, чьи сети непосредственно присоединены к сетям МКД и которые выступают в качестве поставщика соответствующего коммунального ресурса, обязаны оснастить многоквартирный дом общедомовыми приборами учета.

Собственники, а также управляющая домом организация, ТСЖ обязаны допустить поставщиков коммунальных ресурсов к местам установки приборам учета. В случае недопуска ресурсоснабжающей организации в технические помещения дома РСО может обратиться в суд с требованием об обязании ответчика (ответчиков) не чинить препятствия в оснащении дома ОДПУ. В домах, где имеется единый субъект, управляющий домом (например, управляющая организация или ТСЖ), надлежащим ответчиком по иску будет такая организация.

Более того, существует положительная для РСО практика о допуске в дом для установки счетчика даже если общее собрание собственников приняло решение не устанавливать общедомовые приборы учета (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2017 N 15АП-15643/2017 по делу N А32-40930/2016)

Работы по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета являются платными. В соответствии с ч. 12 ст. 13 ФЗ № 261 расходы на оснащение дома приборами учета относятся РСО на собственников. По умолчанию собственникам предоставляется рассрочка на срок 5 лет, если собственники не приняли на общем собрании решения о единовременной оплате или уменьшении периода рассрочки. Право на увеличение периода рассрочки законом не предусмотрено. Рассрочка платная: с собственников дополнительно может взиматься процент в размере не больше ставки рефинансирования (в настоящее время она приравнена к ключевой ставке).

Обеспечить поступление платежей в ресурсоснабжающую организацию обязано лицо, управляющее многоквартирным домом: УК, ТСЖ, ЖСК. По мнению Минстроя, изложенного в письме от 28.07.2017 № 26902-ДБ/04, управляющая компания может собирать или взыскивать денежные средства с собственников на основании агентского договора, заключенного с ресурсоснабжающей организацией.

Читайте так же:
2 зонный счетчик ник

Если управляющая компания отказывается участвовать в собирании или взыскании денежных средств в пользу РСО, то РСО вправе обратиться в суд и взыскать с УК свои расходы на установку ОДПУ. Верховный Суд РФ в п. 2 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015) указал, что так как собственники помещений заключают с УК договор именно для решения всех вопросов управления многоквартирным домом, то и надлежащим ответчиком по этому иску будет управляющая организация.

Исходя из системного толкования ст. 162 ЖК РФ, п. 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416, пп. 24, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые управляющей организацией услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями.

При этом УК является представителем собственников, и лишена возможности получать денежные средства на эти цели иначе, чем от указанных лиц, она не должна отвечать в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на день вынесения судебного решения. Поэтому если собственники не принимали решения об уменьшении периода рассрочки, то РСО не вправе взыскать с УК денежные средства без учета положенной собственникам пятилетней рассрочки.

Единая методика установления размера трат на установку ОДПУ ресурсоснабжающими организациями отсутствует, предельный размер таких трат не установлен.

По мнению Минстроя России, изложенном в письме от 09.04.2014 N 5792-МС/04, расходы на установку ОДПУ состоят, в том числе, из: стоимости прибора учета, расходов на разработку проектной документации на оборудование узла учета, его монтажа и пуско-наладочные работы, расходов по приему и переводу денежных средств, рассылки платежных документов и корреспонденции на оплату за установку приборов учета. При предоставлении собственникам рассрочки в расходы также могут быть включены траты на содержание информационных систем, обеспечивающих обработку и хранение данных о платежах за установку приборов учета, выставление и рассылки платежных документов и корреспонденции в течение срока предоставления рассрочки.

Расходы распределяются между собственниками пропорционально их доле в праве на общую собственность.

Прибыль РСОСогласно п. 38(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491) при несогласии с указанным в счете размером расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета и (или) отнесенной на него долей расходов собственник помещения вправе обратиться в организацию, осуществившую установку такого прибора учета и выставившую счет, с разногласиями, а при неурегулировании разногласий вправе обжаловать выставленный счет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, споры относительно стоимости установки ОДПУ могут быть разрешены судом. Досудебный порядок урегулирования спора обязателен. Наиболее эффективным способом определить действительную стоимость выполненных работ будет строительно-техническая экспертиза.

Читайте так же:
Правила прокладки кабеля до счетчика

С претензиями по стоимости может обратиться как любой собственник, считающий, что его права нарушены, так и управляющая организация или ТСЖ, основываясь на изложенной выше позиции Верховного Суда РФ.

Если дело дошло до иска РСО к УК о взыскании расходов на установку ОДПУ, необходимо заявлять встречный иск (с обязательным досудебным порядком). В противном случае все доводы о дороговизне разобьются о документы, представленные ресурсоснабжающей организацией: договоры с подрядчиками, справки КС-3, актами КС-2, локальные сметные расчеты, счета-фактуры и т.п. (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.02.2017 по делу N А33-29677/2015, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2016 N 11АП-17279/2015 по делу N А55-3346/2015) и установленной Правительством РФ необходимостью отдельно оспаривать размер расходов.

Впрочем, если РСО не озаботится доказыванием факта несения расходов, то суд может и отказать в удовлетворении ее требований (постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2016 N 07АП-9533/2016 по делу N А67-4799/2016).

Резюме

Собственники помещений в многоквартирных домах, добровольно не установившие общедомовые приборы учета, обязаны обеспечить допуск ресурсоснабжающей организации, непосредственно поставляющей коммунальный ресурс в дом, для установки ОДПУ и оплатить расходы по такой установке. Отказаться от этой обязанности нельзя.

Расчет расходов на установку ОДПУ ресурсоснабжающая организация осуществляет самостоятельно и предъявляет его к оплате собственникам или управляющей организации. Какие-либо предельные размеры расходов на установку ОДПУ отсутствуют.

Собственник помещения или УК, ТСЖ, не согласные с размером выставленных расходов, имеют право оспорить этот размер сначала непосредственно в РСО, а затем – в суде. Для этого потребуется провести строительно-техническую экспертизу, которая проверит правильность выставленной сметы.

Суд первой инстанции удовлетворил требования полностью.

Арбитражный суд назвал доводы компании противоречащими статье 13 Закона об энергосбережении. Этой нормой предусмотрены требования к учету ресурсов, оснащение домов приборами учета. Организации при невыполнении собственниками обязанности по обеспечению нормальной работы приборов учета и неустранении нарушений в течение двух месяцев должны самостоятельно принять меры с отнесением понесенных расходов на собственников.

При этом жилищное законодательство включает в перечень требований к содержанию общедомового имущества мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности, обязанность по обслуживанию и замене ОДПУ. Независимо от решений и действий потребителей управляющая компания обязана принять все меры для соблюдения закона об энергосбережении, в том числе обеспечить своевременный ремонт ОДПУ или их замену.

В данном споре управляющая компания уклонилась от ремонта и замены общедомовых счетчиков, в связи с чем ресурсоснабжающая организация имела право на самостоятельное выполнение работ и возмещение понесенных затрат.

Требование энергоснабжающей организации было удовлетворено в полном объеме.

Требуют вынести счетчик в уличный колодец. Насколько законно?

В редакцию «Липецкой газеты» пришел общественный активист Леонид Стуров. Он встретился с журналистами и поделился своим опытом решения непростой проблемы с счетчиками воды.

Оказалось, что к нему как к депутату Хлевенского районного совета в марте обратилась за помощью жительница села Нижняя Колыбелька Наталия Старцева.

— У нее в доме был установлен счетчик учета воды, но он вышел из строя и в апреле заканчивался срок поверки, — рассказал Леонид Иванович. — Женщина написала заявление на имя начальника Хлевенского филиала водоканала о замене прибора учета на новый. Но от нее потребовали перенести счетчик в уличный колодец, находящийся на проезжей части.

Читайте так же:
Аннулируйте счетчик часов работы лампы

Чтобы защитить интересы своей избирательницы, Леонид Стуров изучил нормативно-правовую базу и пришел к выводу, что требование водоканала не просто незаконно, но и абсурдно. Он побывал на личном приеме у прокурора Липецкой области Геннадия Анисимова, а также несколько раз обращался в Государственную жилищную инспекцию Липецкой области. В результате ему удалось помочь Наталии Старцевой. Водоканал пошел на уступки. Переносить счетчик в колодец не потребовалось. Непригодный прибор учета заменили на новый и опломбировали.

Леонид Стуров считает, что решение водоканала переносить счетчики в колодцы противоречит требованиям Жилищного кодекса и Правилам холодного водоснабжения и водоотведения (ут­вержденным постановлением Правительства России № 644). В них черным по белому сказано, что граница балансовой принадлежности пролегает по внешней стене дома абонента.

Кроме того, при установке счетчика в водопроводном колодце абонент не может обеспечить сохранность пломб. А значит, требование водоканала вступает в противоречие с подпунктом «в» пункта 35 Правил холодного водоснабжения и водоотведения.

Леонид Стуров обратил внимание на то, что существует решение Верховного суда Республики Крым от 02.11.2017 по делу № 33-9069/17. Тогда прокурор Кировского района Республики Крым, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МУП «Чистотаи порядок» (местный водоканала). Он просил признать требования перенести счетчики холодной воды из дома в колодцы незаконными и доказал свою правоту в суде.

Заключение

Собственники жилья, столкнувшиеся с этой проблемой, задают вопрос, кто должен выносить счетчик электроэнергии и за чей счет это делается. И кто несет ответственность за сохранность оборудования.

Приборы приобретает собственник, своими силами производит монтаж, а специалисты энергосбыта проверяют, подают напряжение и устанавливают пломбы.

Т.к. все оборудование приобретается собственником, то и за сохранность приборов и остального оборудования, размещенного в боксе, отвечает он же. Решение о выносе можно оспорить в суде. Но суды руководствуются законом и становятся на сторону организации, поставляющей электроэнергию.

При этом следует учитывать, что все время пока будет вестись разбирательство, потребитель будет оплачивать за потребленную электроэнергию не по показаниям счетчика, а по специальному тарифу. Это приведет к дополнительным тратам.

Законом 2018 года от 27 декабря за номером 522-ФЗ, предусмотрена бесплатная замена вышедшего из строя электросчетчика. Его планируется менять на умные приборы. Они могут в режиме реального времени передавать данные непосредственно в энергосбыт. Однако для этого должна быть создана материальная база, способная собирать сведения. Сейчас такая возможность имеется не во всех регионах, поэтому пока еще не везде производится бесплатная замена.

Вот мы и разобрались, когда требуется вынос электросчетчика на улицу и законно ли это. Если возникли вопросы, задавайте их в комментариях под статьей!

Итоги

Владельцы садовых участков теперь могут заключить автономный договор электроснабжения, минуя СНТ. Также сокращен срок подключения домов к электросетям. Владельцы автономных генераторов малой мощности могут продавать вырабатываемую энергию поставщику электричества, оплата будет идти в зачет платы за потребление из сетей.

Читайте так же:
Счетчики с термокоррекцией это

Подробнее о порядке обложения доходов налогом на доходы физлиц узнайте из нашей рубрики «НДФЛ».

1) Вам нужно внимательно изучить п.6 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (ред. от 26.04.2021) «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг. «:
«Начиная с 1 января 2020 г. фактические расходы собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства, не оказывающего услуги по передаче электрической энергии на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на приобретение электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии в объеме технологических потерь электрической энергии, возникших в его объектах электросетевого хозяйства в связи с обеспечением перетока электрической энергии в энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии, которые присоединены к таким объектам электросетевого хозяйства на основании договора об осуществлении технологического присоединения, заключенного такими собственниками или иными законными владельцами объектов электросетевого хозяйства в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, в период, в котором указанный собственник или иной законный владелец объектов электросетевого хозяйства оказывал с их использованием услуги по передаче электрической энергии на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (далее — объекты электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется переток электрической энергии), подлежат компенсации территориальной сетевой организацией, к электрическим сетям которой присоединены такие объекты электросетевого хозяйства, по заявлению указанного собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2019 N 1857)»

Вам надо написать заявление в электросетевую организацию, чтобы все потери с момента подачи заявления распределялись индивидуальным потребителям, а уже электросетевая организация должна вам возместить затраты СНТ по потерям.
2) Ван нужно внимательно изучить Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (ред. от 02.03.2021) «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (вместе с «Основными положениями. » в части, касающейся СНТ.
В частности в п.2 указано, что СНТ имеет право отключить индивидуального потребителя, если произошло
«возникновение у граждан, ведущих садоводство или огородничество на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, задолженности по оплате электрической энергии по договору энергоснабжения или перед садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате части стоимости электрической энергии, потребленной при использовании имущества общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, и части потерь электрической энергии, возникших в объектах электросетевого хозяйства, принадлежащих садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу; »
Таким образом, при надлежащем уведомлении, закон должен стоять на стороне СНТ, если вы просто отказывающихся оплачивать потери садоводов просто будете отключать.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector