Стартер слабо крутит двигатель: причины неисправностей АКБ
Стартер слабо крутит двигатель: причины неисправностей АКБ
Поворот ключа зажигания, но вместо бодрого ритма работающего двигателя слышится, что стартер крутит двигатель, как будто сел аккумулятор. Еще одна попытка запустить двигатель. И еще. Стоп: пока аккумулятор действительно не потребовал зарядки, а машина не отправлена на эвакуаторе в сервис, стоит вспомнить о том, как проверить стартер, не снимая с машины, и даже устранить поломку. Чтобы выявить неисправность, придется вспомнить принцип работы и конструкцию стартера.
Почему постоянно выбивает автомат
Основные причины срабатывания:
- перегрузка сети;
- поломка включенного в цепь устройства;
- поломка осветительного прибора;
- неисправность выключателя;
- короткое замыкание.
Перегрузкой называется состояние, когда мощность подключаемых приборов превышает номинальную, на которую рассчитан выключатель.
Чтобы избежать такого случая, нужно внимательно подбирать розеточную группу, к которой будут подключаться мощные бытовые агрегаты.
Подключение сломанного электроприбора также может привести к вырубанию. Когда автомат выбивается из-за включения светильника, проблему стоит искать в цоколе лампы, качестве контакта или трансформаторе светодиодной люстры. В большинстве случаев отключение связано с коротким замыканием.
Срабатывает автомат на счетчике и выключается без лишней нагрузки
Короткое замыкание (КЗ) – это одна из основных причин выбивания. При резком отключении электричества не нужно сразу пытаться подключить автоматический выключатель. Сначала нужно проверить жилы, устойчивость контактов розетки, отсутствие КЗ в патроне (для светильников). Затем следует проверить проводку тестером, неисправный участок должен заменить электрик. После проверки этих факторов можно включать автомат.
Когда потребуется замена
Если подключаемая суммарная нагрузка находится в пределах нормы, а КЗ не было зафиксировано тестером, причиной поломки может быть неисправность автомата или плохой контакт.
Если выключатель периодически выбивает, его советуется заменить аналогичным по номиналу устройством.
Также помочь может подтягивание контактов.
Почему аккумулятор разряжается сам собой? Разбираемся с током утечки
Многим знакома такая ситуация: машина два-три дня стоит на улице без движения, а при попытке в неё сесть и куда-то на ней уехать вместо бодрого звука вращения стартера слышны только щелчки обгонной муфты или не слышно вообще ничего. Сел аккумулятор. С чего бы? Почему он разряжается сам по себе? И что теперь делать: бежать за новым, заряжать этот, звонить другу или брать помощь зала?
По капельке по маленькой
Простые времена кончились давно. Приблизительно в ту светлую эпоху, когда автомобили обзавелись электронными устройствами в виде магнитол, иммобилайзеров, охранных систем, навигаторов, радар-детекторов и прочих штучек, работающих от бортовой сети. И ещё не забываем про, например, электронные блоки управления двигателем, коробкой и другими узлами, которые тоже расходуют ток. Часть этих устройств потребляет электричество даже тогда, когда машина заглушена. Потребление у них маленькое и разрядить быстро АКБ не может. Но бывают три классические ситуации, когда потребление тока становится больше, чем надо.
Первая причина, по которой потребление тока становится слишком большим, это неправильная установка части этих устройств. Ту же саму магнитолу можно установить так, что она работать будет, но при этом где-то что-то будет замыкать. Про сигнализацию вообще молчу – там можно натворить очень много бед.
Вторая причина – обычная рассеянность. Можно забыть, что, например, нужно выключать свет в салоне или вытаскивать из прикуривателя видеорегистратор. Не все машины умеют «предупреждать» о невыключенном свете и отключать питание на прикуриватель после выключения зажигания. Впрочем, это не совсем наша ситуация.
Ну и третья причина – неисправность в цепи устройства или самом устройстве. Классический пример: горящая лампочка подсветки багажника. Вроде бы всё работает, но после двух-трёх дней простоя запустить мотор, может быть, уже не получится: если АКБ не совсем свежая, она за это время разрядится сильно. Кроме того, у старых автомобилей утечка может расти по причине не вполне исправной проводки. Где-то она потёрлась, где-то поплавилась, куда-то слазили кривые руки электрика дяди Васи… Причин много, а следствие одно – рост тока утечки и севшая АКБ. Так как узнать, всё ли в порядке с этим током на машине и что делать, если он слишком высок?
Ток против мультиметра
Единственный инструмент, который нам понадобится в работе, это мультиметр. Причём я использовал совсем не топовый инструмент, а какую-то балалайку за 140 рублей, которая способна показывать на экране циферки. Профессиональному электрику такой, наверное, не подойдёт, а нам, криворуким, самое то. Потому что в ходе нашей сегодняшней работы по неопытности мультиметр можно сжечь. Как это сделать (а точнее, не сделать)? Легко.
Итак, наша задача – замерить ток, который потребляет автомобиль в «режиме спячки». Для этого переводим мультиметр в режим изменения тока, в нашем случае – на 10 А. В нашем китайском мультиметре это максимально допустимый ток. Если ваш мультиметр покруче нашего (что, в общем-то, несложно), лучше поставить 20 А. Дело в том, что мультиметр надо включить в цепь, и через него пройдёт весь потребляемый ток. Ток утечки должен небольшим – максимум 80-90 мА, но в момент подключения мультиметра в разрыв цепи через него пройдёт ток всего электрооборудования, которое включится после замыкания цепи. Ток может доходить до 15 А и только через несколько секунд опускаться до нормы. Но этих нескольких секунд вполне достаточно, чтобы сжечь если не весь мультиметр, то хотя бы его предохранитель (если он есть).
Поэтому не слушайте тех, кто предлагает просто скинуть минусовую клемму и воткнуть в разрыв мультиметр, накинув один его провод на клемму АКБ, а второй – на снятый с клеммы провод. Конечно, по схеме подключение таким и должно быть, но лучше делать в несколько иной последовательности. А именно – один провод мультиметра подсоединить к клемме, второй – к проводу на этой клемме, и только после этого снять провод с клеммы АКБ. Таким образом можно избежать скачка тока в момент включения в цепь мультиметра.
Кроме того, этот способ позволяет избежать ещё одного неприятного момента: так как фактического разрыва цепи не происходит, нет необходимости проводить все операции с машиной, которые необходимы после отключения АКБ: настраивать магнитолу, время, работу стеклоподъёмников и проводить прочие адаптации.
Третий положительный момент – не надо ждать, пока «устаканятся» показатели тока утечки. Если разорвать цепь, а потом в разрыв включить мультиметр, первые минуты потребляемый ток будет большим из-за большого количества потребителей, которые возвращаются к жизни. «Проснётся» ЭБУ, начнут заряжаться конденсаторы, может начать работать климат-контроль (хотя бы самодиагностироваться или вращать заслонками), и как раз тут ток будет завышенным. И тогда придётся ждать, пока системы успокоятся. До полного «засыпания» электроники в сложных автомобилях может пройти и полчаса. А ждать полчаса – это скучно.
Идеально – это открыть капот, подключить мультиметр, зажать концевой выключатель капота, имитируя его закрытие, поставить машину на сигнализацию и ждать, что покажет мультиметр. В этом случае ток утечки будет ровно таким, какой он есть в то время, пока вы спите, а какая-то неисправность пожирает зарядку аккумулятора. Но обычно достаточно просто увидеть цифры, которые покажет мультиметр после пары минут работы в цепи. И кстати, не обязательно подключаться к минусовой клемме. Можно включить мультиметр и между плюсовой клеммой и её проводом, что я и сделал: доступ к минусу на конкретном автомобиле затруднён.
О чём говорят цифры?
Значение нормального тока утечки может заметно отличаться в зависимости от марки и комплектации автомобиля. Чем больше потребителей бодрствуют, тем больше будет ток. Какой-то одной цифры нормального тока нет. Я бы советовал придерживаться таких порядков: бюджетные автомобили – до 50 мА, средний несложный автомобиль – до 70 мА, автомобиль со сложной электроникой – до 100 мА. Само собой, и цифры, и деление машин несколько условны, но точнее сказать трудно. Если Киа Рио или Хёндэ Солярис ест больше 50 мА – есть повод искать утечку. Хотя если в нём стоит спутниковая сигнализация… Ладно, шучу.
Допустим, мультиметр показывает около 40 мА (как это получилось в нашем случае). Это абсолютно нормальный показатель. Можно возвращать клемму на место, убирать мультиметр и спать спокойно дальше.
Если мультиметр показывает слишком большой ток, нужно искать, что его там в машине потребляет. Для этого нужно выполнить всего одну нехитрую операцию: открыть блок с предохранителями и вытаскивать их по очереди, наблюдая за показаниями мультиметра. Если при одном вытащенном предохранителе ток утечки сильно снижается, значит, в цепи этого предохранителя и находится тот баловник, который поедает зарядку АКБ. Ну а дальше осталось проверить цепь и потребители проблемной сети. Если не знаете, что за предохранитель оказался у вас в руках, посмотрите на обратную сторону крышки предохранителей – на ней обычно бывает их схема.
Что не так?
В общем-то, на этом проверка тока утечки заканчивается. Но было бы неправильным не сказать об ещё одной вещи. Что делать, если утечку найти не удалось, а АКБ всё равно утром севший?
В первую очередь придётся проверять работу генератора. Вполне вероятно, что никакой запредельной утечки нет, а причина садящегося аккумулятора кроется в его обычном недозаряде. Кроме того, никаких предохранителей в цепи генератора обычно не бывает, так что замер тока утечки ничего в этом случае не даст. Поэтому переводим мультиметр в режим вольтметра, измеряем напряжение на клеммах АКБ, затем смотрим напряжение на клеммах после пуска мотора. Если там с работающим мотором и без включенных потребителей остаются все те же унылые 12-13 вольт, генератор пора ремонтировать.
Правда, если у него близок к концу диодный мост, без нагрузки он может показывать нормальное напряжение, а вот под нагрузкой сильно просаживаться. Но диагностика генератора с помощью мультиметра – это уже совсем другая история. Скучная, простая и тысячу раз разжёванная.
Что будет, если заметит проверка
Если владелец счетчика намеренно проигнорирует неполадки в работе счетчика, а в ходе плановой проверки они обнаружатся, ему следует ожидать внушительных финансовых затрат.
В первую очередь будет пересчитана оплата коммунальных услуг за воду в соответствии со стандартами потребления на одно лицо (будут учтены все прописанные в квартире). При этом, количество действительно проживающих в квартире учтено не будет. Т.е. собственник оплатит норму потребление воды даже за отсутствующих домочадцев.
Что касается срока, за который будет произведен перерасчет, то он будет охватывать от трех до шести месяцев.
В последствие, если счетчик не будет починен, его владелец будет платить за воду по повышенному тарифу до тех пор, пока не предоставит Управляющей компании документы, подтверждающие исправность сломанного счетчика воды.
Причина в электропитании
Не нужно также исключать неисправность электрической составляющей автомобиля. Неполадка может возникнуть во втягивающем реле. Устанавливается оно на стартере, представляет собой магнит, выполненный из двух катушек.
- Одна из обмоток втягивающая — она выдвигает шестерню и замыкает контакты для подачи тока на щётки стартера. Интегрируется с клеммой управления и непосредственно электрическим моторчиком.
- Вторая катушка создаёт дополнительное усилие, чтобы обгонная муфта получала надёжное зацепление с маховиком. Она так и называется — удерживающая. Соединяется с выводом управления и корпусом.
Распространёнными неполадками этой детали являются: полное сгорание одной или обеих обмоток, износ пятаков (контактных пластин), разрушение возвратной пружины или якоря, межвитковое замыкание стартера. В любом случае фиксация бендикса не выполняется и вращение на автомобильный двигатель не поступает. Это и становится причиной того, что муфта крутит вхолостую — не входит в зацепление с маховиком. Неисправное реле обычно заменяют, так как обмотки редко подлежат восстановлению.
Прозвонка втягивающей обмотки реле мультиметром
Другая трудность связана с самим пускателем. Часто он подлежит ремонту, легко заменяются его съёмные части — щётки, якорь, статор. Но самое частое, когда машина не запускается, это изношенные втулки.
Втулки — это такие подшипники качения, которые держат якорь с обеих сторон. При их сильном износе ротор начинает люфтить, его положение меняется, в результате чего он залипает. Отсюда и холостая работа стартера.
Вот что происходит конкретно, и довольно часто на современных автомобилях при работе стартера на изношенных втулках:
- электродвигатель начинает требовать больше напряжения;
- из‐за этого резко понижается ток в бортовой сети автомобиля;
- вольтаж падает ниже 9, и тогда отключается ЭБУ;
- система не генерирует искру, пускатель крутит вал, но ДВС не запускается.
Конечно, втулки тоже заменяются. Но ещё лучше, если имеется возможность, целиком заменить стартер — тем более, если он проработал длительное время.
Причины самостоятельного включения
Отправка компьютера в спящий режим (вместо выкл.)
Ряд пользователей «не обращают» внимание на один нюанс: вместо выключения они отправляют компьютер в спящий режим (т.е. в режим, при котором он не выкл., а переходит в пониженное энергопотребление).
Разумеется, из него компьютер/ноутбук достаточно легко выходит (например, при легком движении мышки — достаточно даже небольшой вибрации стола).
Поэтому, для начала проверьте настройки электропитания в Windows (сочетание Win+R + команда powercfg.cpl) — не задано ли там что по кнопке «вкл.» компьютер должен уходить в сон. Если причина всё-таки со спящим режимом — см. мою прошлую заметку (ссылка ниже 👇).
👉 В помощь!
Компьютер / ноутбук выходит из спящего режима САМ. Почему, как это исправить?
Настройки кнопок питания — выключение или спящий режим
Важно!
Попробуйте завершить работу ПК/ноутбука, с помощью кнопки Power (зажав ее на 5-7 сек. — это приведет к принудительному откл. устройства).
Включится ли он после такого завершения. (это будет полезно хотя бы в плане диагностики. )
«Некорректные» настройки BIOS / UEFI
В BIOS /UEFI есть ряд настроек, которые отвечают за включение (пробуждение) компьютера. Находятся они (чаще всего) в разделе «Power».
👉 В помощь!
Как войти в BIOS (UEFI) на компьютере или ноутбуке [инструкция]
Рекомендую проверить нет ли у вас в этом разделе следующих параметров:
- Power On By Mouse — включение ПК по щелчку мыши;
- Power On By KeyBoard — включение ПК с помощью клавиатуры;
- Power On By Alarm — пробуждение по таймеру (будильнику).
- Wake-on-lan — пробуждение «при работе» сетевой карты.
Разумеется, все эти параметры (при самопроизвольном включении компьютера) нужно перевести в режим «Disabled» («Off» / выключено). После изменения — не забудьте сохранить настройки (обычно клавиша F10). Парочка примеров ниже. 👇
Gigabyte — отключаем включение ПК с помощью мыши, клавиатуры
BIOS Award Software — Power On By Mouse
Кстати, обратите внимание что у некоторых производителей (у AsRock, например) есть несколько режимов «глубокого» сна (активируется при выключении ПК / нажатии на кнопку Power).
- S3 (Suspend to RAM, STR, Suspend) – ждущий режим, при котором питание подается только на ОЗУ (все остальные компоненты отключены);
- S4 (Suspend to Disk, STD, Suspend to Hard Drive, S4-Hibernation) – глубокий сон, при котором состояние системы записывается на диск, после чего откл. все компоненты устройства;
- S5 – программное выключение (при котором ПК откл., но блок питания находится под напряжением).
AsRock — разные режимы сна (выкл.)
👉 Важно!
- Если говорим о BIOS — то нельзя не порекомендовать попробовать сбросить его настройки.
- Также стоит отметить, что могут быть определенные проблемы с конкретной версией прошивки (ошибки производителей. Например, я такое несколько раз встречал у Gigabyte. ). В этом случае, возможно, стоит попробовать обновить BIOS (если на офиц. сайте есть другая прошивка, даже если она более старая. ).
- Проверьте батарейку на мат. плате устройства. В качестве диагностики — на время, ее можно вовсе отключить.
Проблемная кнопка включения
На передней панели системного блока обычно всегда есть кнопка Power (кнопка для вкл. ПК). Ввиду ее частого использования, со временем, она может начать «западать», люфтить, и замыкать контакты от небольшой вибрации (например). Кстати, тоже самое относится и к кнопке Reset (принудительной перезагрузки ПК).
Разумеется, такое их «поведение» может приводить к самопроизвольному включению компьютера.
Как перепроверить кнопки на передней панели:
- отключить системный блок от сети питания 220В;
- открыть боковую крышку ( примечание : если ПК на гарантии — это может стать причиной в отказе от гарантийного ремонта!);
- на материнской плате необходимо найти маркировку «F_Panel» 👇 (передняя панель). Как правило, к этим разъемам подходят сразу несколько «тонких» проводов;
- необходимо отключить «Power SW» и «Reset SW» 👇 (при наличии). Они предназначены для подключения кнопок Power и Reset (на передней панели) соответственно;
- далее закрываем боковую крышку и подключаем системный блок к сети 220В;
- если ПК самопроизвольно не включается — проблема была в этих кнопках. Останется навестить компьютерный магазин и приобрести либо кнопки (если таковые будут), либо новый корпус.
F_Panel — маркировка на мат. плате
Перепроверка блока питания
Неконтролируемое включение/отключение ПК может быть связано с серьезной неисправностью блока питания (БП). И это может привести даже к его воспламенению! Будьте аккуратны, и не оставляйте такой ПК без присмотра!
В качестве диагностики могу порекомендовать подключить системный блок к другому блоку, и сравнить «поведение» устройства (это самый простой и быстрый вариант 👀).
Новый блок питания (заведомо исправный)
Ошибки и определенные параметры ОС Windows: смотрим журналы
Стоит сразу сказать, что в Windows есть журнал, куда заносятся все ошибки и события, происходящие с ПК (в том числе и каждое включение / выключение).
Чтобы открыть этот журнал — нажмите сочетание Win+R, и в появившееся окно «Выполнить» вставьте команду eventvwr, нажмите Enter.
👉 Далее в журнале «Система» можно найти все события, связанные с вкл. устройства (ну или попыткой это сделать). События, кстати, все по умолчанию отсортированы по времени и дате — см. источники «. Power. «. 👇
👉 Например, в моем случае (см. скрин ниже 👇) компьютер включился в 5 утра, чтобы перейти в режим гибернации. Разумеется, после отключения гибернации — делать он так прекратил!
Просмотр журнала в Windows
Вообще, решение проблемы может сильно разница — многое зависит от того, что будет в описании события: это может как ничего не дать, так и указать прямо на причину.
Но в любом случае я бы посоветовал попробовать на время отключить быстрый запуск , гибернацию и сон в настройках электропитания Windows (чтобы их открыть — нажмите Win+R , и используйте команду powercfg.cpl ). 👇
Обратите внимание, что в доп. параметрах электропитания 👇 необходимо отключить таймеры пробуждения , а напротив сна и гибернации поставить «0» (т.е. «никогда»).
Таймеры пробуждения откл., сон и гибернация в режиме никогда
После изменения настроек — перезагрузите компьютер и проверьте, как он будет себя вести.
👉 Временная мера: как «не дать» компьютеру включиться в ваше отсутствие
Самопроизвольное включения ПК это не только неудобно, но еще и опасно (особенно, если он будет работать, когда дома никого не будет. ).
Тем более, если ПК «так себя ведет» — значит у него (как уже говорил выше) может быть серьезная тех. неисправность (а те же блоки питания при неисправностях нередко и дымятся, и воспламеняются!).
👉 Чтобы ничего плохого не произошло — отключите питание проблемного компьютера от сети 220В, когда оставляете его без присмотра!
Лучший вариант решения — вынуть вилку из розетки (или откл. сетевой фильтр, нажав на кнопку переключателя).
Отключаем питание системного блока
Если ваш блок питания исправен (и был перепроверен) — отключать ПК можно и с помощью кнопки на его корпусе (обычно, располагается с задней стороны системного блока, рядом с кабелем питания).
Выключатель на блоке питания ПК
Если вы устранили проблему иначе — дайте знать в комментариях! Заранее большое мерси!
Главные правила монтажа и эксплуатации прибора
Перед покупкой нового изделия тщательно осмотрите элементы на предмет механических повреждений.
В комплектацию счетчика входят:
- Водомерное устройство.
- Паспорт с мокрой печатью, датой, подписью продавца.
- Запасные прокладки.
- Комплект соединительных элементов.
Срок эксплуатации счетчиков составляет, в среднем, от 8 до 12 лет. Более точная информация находится в инструкции. Следует помнить, что эксплуатация начинается с даты изготовления изделия, а не с момента покупки.
Для правильного монтажа водомера необходимо выполнить следующие действия:
- перекрыть воду в стояке;
- соединить запорный кран и фильтр грубой очистки;
- подсчитать количество витков при скручивании;
- резьбу и соединения обмотать изолирующей лентой;
- проследить, чтобы направление течения воды совпадало со стрелками на корпусе.
После установки необходимо оповестить водоканал, пригласить техника для опломбирования. В ходе всего срока эксплуатации нужно соблюдать правила:
- следить за герметичностью корпуса прибора;
- не прислонять к водомеру посторонние предметы;
- обеспечивать свободный доступ;
- сохранять технический паспорт до окончания срока гарантии.