Как работает тепловая завеса и как ей управлять
Перечислим все возможные способы включения тепловой завесы.
- Включение автоматом питания для перехода на работу по фиксированной настройке. Нет возможностей для регулирования.
- Кнопками управления на воздушной завесе. Есть возможность для выбора различных режимов нагрева и скорости воздушного потока.
- Кнопками управления на выносном пульте с терморегулятором. Появляется возможность поддержания требуемой температуры в области проема.
- Выносным пультом управления. Позволяет включать воздушную завесу с помощью управления настенным пультом.
При установке воздушных завес следует учитывать способ управления воздушными завесами, это будет определять монтаж пультов или блоков управления.
Примеры правильных систем управления противодымными фрамугами.
На практике встречал такие системы управления фрамугами естественного дымоудаления:
Aumuller EМB8000 | Mercor Proof |
Цитаты из руководств по эксплуатации систем дымоудаления Aumuller EМB8000 и Mercor proof mcr 9705:
Любо дорого глянуть:
Подключение жил кабеля к контактам блока
Для коммутации именно такой модели, как в сегодняшнем примере (розетка с заземлением и одноклавишный выключатель) понадобится 4 жилы. Их количество может увеличиваться по одной на каждую дополнительную клавишу. Здесь же 3 жилы будут приходящими – это фаза, ноль и земля, а одна отходящая (сигнальная), по которой питание пойдёт от выключателя на освещение.
Для примера использован трёхжильный кабель с дополнительной четвёртой жилой
Если блок приобретается в сборе, а не изготавливается самостоятельно, то розетка с выключателем уже соединена перемычкой. По ней будет идти напряжение. Если же домашний мастер самостоятельно собирает подобный блок, то стоит помнить, что по такой перемычке обязательно должна проходить фаза. Прохождение через выключатель нуля не допускается нормами ПУЭ. Это опасно не только при последующем обслуживании осветительных приборов, но и при их эксплуатации. Подробнее в этом вопросе разберёмся ниже.
Подключение фазного провода
Фазный провод необходимо подключить к контакту, на котором «сидит» перемычка. Это позволит одновременно запитать и розетку, и контакт выключателя. Самым удобным вариантом будет использование четырёхжильного кабеля. Здесь легко разобраться с подключением согласно цветовой маркировке. В качестве фазного провода может использоваться жила любого цвета, кроме голубого и жёлто-зелёного. В четырёхжильном кабеле как раз две жилы будут использоваться как фазные – для вводного и сигнального.
В нашем случае, в качестве фазного провода был использован обычный белый.
Перемычка между выключателем и розеткой – именно сюда подключается фазный провод
Заземляющая жила
Если на розетке имеется скоба или контакт заземления, его необходимо подключить. Для этого используется жёлто-зелёная жила кабеля, которая и коммутируется с нужным контактом. При этом стоит понимать, что заземление необходимо только для розетки. Выключатель этого не требует.
Важно! Если в частном доме отсутствует контур заземления, его необходимо обустроить. Что же касается многоквартирных домов старой постройки, в которых на обустройство заземления не обращалось никакого внимания, то здесь придётся обойтись лишь защитным занулением. Если всё сделать правильно и установить в вводном щитке УЗО или дифавтомат, то зануление практически ничем не будет уступать заземлению, за исключением некоторых нюансов.
Жёлто-зелёная жила подключается к контакту заземления розетки
Нулевая жила и её подключение
В качестве нулевой жилы в сегодняшнем примере был использован, как и положено, голубой провод. Он должен быть подключён ко второму (свободному) контакту розетки. Больше нейтраль никуда не идёт, в коммутации выключателя она не нужна.
Многие считают, что не имеет значения, что пройдёт через выключатель – ноль или фаза. Ведь при размыкании как одного, так и другого, свет всё равно погаснет. Однако такое заблуждение довольно опасно. Ведь при разрыве нуля и отключении лампы, напряжение на ней всё равно останется. А теперь представим, что нужно поменять излучатель. Мастер встаёт на табурет или стремянку, берётся за патрон и при определённых условиях получает удар электрическим током.
Кроме того, энергосберегающие лампы, которые так полюбились Россиянам в последние годы, довольно плохо реагируют на подобное подключение. Они периодически моргают при разомкнутом выключателе по причине того, что в их схеме присутствует конденсатор. Он медленно накапливает напряжение с фазного провода, а когда оно достигает предела ёмкости, выдаёт разряд на лампу.
Нулевая жила подключается только на розетку, как и заземление
Сигнальная жила провода
Последней подключается сигнальная жила, по которой напряжение будет подаваться на приборы освещения. Она должна быть немного длиннее остальных для удобства монтажа. Сигнальная жила подключается на оставшийся свободным контакт выключателя. Обычно он располагается в самом низу блока. В нашем случае для соединения была использована белая жила с красной полосой, идущая в кабеле.
После того, как последняя жила зафиксирована на контакте, можно собирать блок в обратном порядке и закреплять его в нужном месте.
В последнюю очередь коммутируется сигнальная жила, которая пойдёт на осветительные приборы
Схемы подключения магнитного пускателя.
Первая, классическая схема, предназначена для обычного пуска электродвигателя: кнопку «Пуск» нажали – двигатель включился, кнопку «Стоп» нажали – двигатель отключился. Причем вместо двигателя Вы можете подключать любую нагрузку, например, мощный ТЭН.
Для удобства понимания схема разделена на две части: силовая часть и цепи управления.
Силовая часть запитывается от трехфазного переменного напряжения 380В с фазами «А» «В» «С». В силовую часть входит: трехполюсный автоматический выключатель QF1, три пары силовых контактов магнитного пускателя 1L1-2T1, 3L2-4T2, 5L3-6T3 и трехфазный асинхронный эл. двигатель М.
Цепь управления получает питание от фазы «А».
В схему цепи управления входят кнопка SB1 «Стоп», кнопка SB2 «Пуск», катушка магнитного пускателя КМ1 и его вспомогательный контакт 13НО-14НО, включенный параллельно кнопке «Пуск».
При включении автомата QF1 фазы «А», «В», «С» поступают на верхние контакты магнитного пускателя 1L1, 3L2, 5L3 и там дежурят. Фаза «А», питающая цепи управления, через кнопку «Стоп» приходит на контакт №3 кнопки «Пуск», вспомогательный контакт пускателя 13НО и так же остается дежурить на этих двух контактах. Схема готова к работе.
При нажатии на кнопку «Пуск» фаза «А» попадает на катушку пускателя КМ1, пускатель срабатывает и все его контакты замыкаются. Напряжение появляется на нижних силовых контактах 2Т1, 4Т2, 6Т3 и уже от них поступает на эл. двигатель. Двигатель начинает вращаться.
Вы можете отпустить кнопку «Пуск» и двигатель не отключится, так как с использованием вспомогательного контакта пускателя 13НО-14НО, подключенного параллельно кнопке «Пуск», реализован самоподхват.
Получается так, что после отпускания кнопки «Пуск» фаза продолжает поступать на катушку магнитного пускателя, но уже через свою пару 13НО-14НО. На нижнем рисунке стрелкой показано движение фазы «А».
А если не будет самоподхвата, придется все время держать нажатой кнопку «Пуск» пока будет работать эл. двигатель или любая другая нагрузка, питающаяся от магнитного пускателя.
Чтобы отключить эл. двигатель достаточно нажать кнопку «Стоп»: цепь разорвется, управляющее напряжение перестанет поступать на катушку пускателя, возвратная пружина вернет сердечник с силовыми контактами в исходное положение, силовые контакты разомкнутся и отключат двигатель от трехфазного питающего напряжения.
А теперь рассмотрим монтажную схему цепи управления пускателем.
Здесь все практически так же, как и на принципиальной схеме, за небольшим исключением реализации самоподхвата.
Чтобы не тянуть лишний провод на кнопку «Пуск», ставится перемычка между выводом катушки и одним из ближних вспомогательных контактов: в данном случае это «А2» и «14НО». А уже с противоположного вспомогательного контакта провод тянется непосредственно на контакт №3 кнопки «Пуск».
Ну вот, мы с Вами и разобрали простую классическую схему подключения магнитного пускателя. Также на одном пускателе можно собрать схему автоматического ввода резерва (АВР), которая предназначена для обеспечения бесперебойного электроснабжения потребителей электроэнергией.
Ну а если остались вопросы или сомнения по работе пускателя, то посмотрите видеоролик, из которого Вы дополнительно подчерпнете нужную информацию.
Следующая схема будет немного сложнее этой, так как в ней будут задействованы два магнитных пускателя и три кнопки и называется эта схема реверсивной. При помощи такой схемы можно будет, например, вращать двигатель влево – вправо, поднимать и опускать лебедку.
Что я хочу получить после установки этой китайской автоматики на ворота?
- Ворота открываются по нажатию на кнопку брелока, открывшись до конца, сами останавливаются
- После нажатия второй кнопки брелока, ворота закрываются, и отключаются сами по закрытию
Привод для ворот будет описан в отдельной статье, собирать его буду из старого шуруповерта и редуктора от болгарки.
И так для автоматизации откатных ворот, в первую очередь, кроме самой автоматики, понадобится импульсный блок питания, его можно выдернуть со старого компьютера, но там есть куллер, который может замерзнуть на морозе, да и низкие температуры они не очень хорошо переносят, поэтому я заказал сразу и импульсный блок питания на aliexpress на 10 Ампер.
Думаю мне его хватит и на два шуруповерта, кстати автоматику заказал на два мотора сразу, т.е. управлять можно двумя воротами с одного брелока. В общем блок питания на 12 вольт, от него будет запитан сам двигатель ворот (шуруповерт) и собственно автоматика, она тоже 12 вольтовая.
Автоматика двухканальная, с четырьмя брелоками, на каждом по 4 кнопки, умеет управлять двумя двигателями. Каждая кнопка привязана к одному из реле, логика управления может меняться с помощью перемычки (1 ) на самой плате. Подключение 12 вольт (2). Стрелками показал выводы релюшек, каждому реле, соответствует кнопка на пульте.
В предыдущем фото можно не вдаваться в подробности, я напишу и на фото покажу в каком положении должна быть перемычка, и куда какие провода подключать, что бы управлять воротами с пульта.
Приведу схему с алиэкспресс для этой автоматики
Теперь фото живого подключения, как есть, согласно этой схемы
На фото ниже задействованы два реле, для управления одним двигателем, стоят перемычки из проводов, на фотографии я дорисовал как должны стоять перемычки и что соединять. Пунктирная зеленая линия это провода к двигателю ворот, в моем случае к шуруповерту.
Теперь постараюсь объяснить как работает эта китайская автоматика для ворот. Реле в разомкнутом состоянии постоянно подают минус на двигатель (оба провода это «минус»), при нажатии кнопки «А» на пульте, первое реле переключает контакт с «минуса» на «плюс», двигатель включается и начинает открывать ворота, при нажатии любой кнопки кроме «A» двигатель отключается, потому что реле управляемое кнопкой «А» отключается и снова подает на двигатель «минус» (как в исходном положении), ворота останавливаются. Для закрытия ворот, нужно нажать кнопку «В» на пульте, реле «В» переключает контакт на подачу «плюса» (реле «А» подает минус) и двигатель начинает крутиться в другую сторону. Надеюсь не запутал.
Теперь нужно поставить концевеки, которые будут сами отключать привод при достижении воротами положения «закрыто полностью» или «открыто полностью». Конечные выключатели нужно поставит в разрыв плюсовой цепи каждого из реле.
Теперь когда ворота нажмут на один из концевиков, мотор перестанет работать, реле останется в замкнутом положении, но цепь будет разорвана. Концевики пока еще не заказывал, посмотрел какие есть, нужно иметь в виду что ток у работающего двигателя большой, поэтому концевик двери автомобиля вряд ли подойдет, нужно что то помощнее. Думаю вот этот самый лучший вариант, тем более он для 220 вольт (если у вас двигатель от 220 вольт)
Посмотрю что у нас есть в автомагазинах, пока не покупал.
Купил концевики в автомагазине, нормально-замкнутые, от Камаза вроде бы, стоят 50 рублей шт. Нагрузку от двигателя вроде бы держат.
Так же упаковал автоматику в коробочку
Теперь ссылки где что купить
- Блок питания для ворот и управляющей автоматики (ссылка)
- Сама автоматика для ворот (как у меня, она умеет работать так же с напряжением 220 вольт), с четырьмя пультами (ссылка)
- Другие наборы для управления воротами, если у вас одни ворота, можно взять с двумя кнопками (релюшками) (страница поиска по автоматике)
- Коцевики всякие (ссылка)
Видео работы собранной автоматики, пока что временно на стенде, без ворот и концевиков (извиняюсь за вертикалку)
В итоге привод был сделан не из шуруповерта, а из моторчика для дворников ВАЗ 01-07, но суть настройки и подключения автоматики от этого не меняется. Ворота установлены, автоматика и блок питания закреплены на стойке, закрыты в пластиковой коробке. Снизу на фото видно привод ворот.
Вот так работает автоматика в собранном виде на откатных воротах.
Купленная автоматика для ворот на aliexpress отлично справляется со своими задачами, дальность по прямой около 30-40 метров, за воротами около 15 метров, за счет преграды из профлиста.
Добавил статью о том как сэкономить на покупках в некоторых интернет магазинах, в том числе на aliexpress
Ворота работают без моего вмешательства до сих пор, не ожидал я такой надежности от такой не дорогой конструкции.
Кстати, если вы будите для открывания ворот использовать двигатель на 220 вольт, то автоматику тоже лучше взять на 220 вольт, что бы не запитывать ее от блока питания на 12 вольт, конструкция получится проще и надежнее.
Вот ссылка на такую автоматику на 220 вольт, в зависимости от количества брелоков, меняется цена, в общем от 500 до 1000 рублей, на фото комплект за 1000 р.
Если вы хотите прописать еще один брелок (пульт) в автоматику, то кнопка для привязки пульта находится тут как на фото
Установка выключателя
Монтажные работы отличаются по своему характеру в зависимости от типа выключателя. В случае с клавишными устройствами понадобится штробить стены, чтобы подготовить каналы для электропроводки. Такие работы лучше осуществлять при ремонте помещения. Прибор устанавливают во внутренней части шкафа, а крепление монтируется на боковой стойке.
Проводку рекомендуется прокладывать в пластиковом канале. На задней стенке проводники направляются в ниши. Наружный способ организации проводки нежелателен, так как в этом случае шкаф нельзя располагать вплотную у стены.
Концевые выключатели монтируют в каждую секцию шкафа. Лампы зажигаются при открывании дверей, когда происходит высвобождение прижатой ранее кнопки. Переключатель не должен препятствовать открыванию дверей в соседних секциях.
Инфракрасные и сенсорные устройства срабатывают на открывание дверей мебели. Инфракрасные модели считаются более надежными в сравнении с сенсорными. Главное преимущество бесконтактных переключателей — отсутствие необходимости в протягивании к ним проводов.
Основные схемы подключения
Всего существует три схемы силовой коммутации, по которым выполняется подключение контакторов. Первая и простейшая — прямая коммутация фаз, которая подходит как для одностороннего запуска привода, так и для управления активной нагрузкой. В схеме нет ничего примечательного, контактор просто выполняет роль дистанционного выключателя.
Пример использования контакторов в схеме автозапуска генератора: 1 — вводной автомат; 2 — счётчик; 3 — УЗО основной сети; 4 — контактор основного ввода; 5 — блок автоматического запуска генератора; 6 — бензогенератор; 7 — УЗО резервной сети; 8 — реле времени; 9 — контактор резервного ввода
Чуть более сложная схема используется для управления прямым и обратным вращением трёхфазных асинхронных машин. Два контактора устанавливаются в паре, отходящие фазные провода присоединяются параллельным подключением. При этом присоединение со стороны подачи питания выполняется перекрёстной перемычкой, меняющей последовательность любых двух фаз из трёх. При сборке реверсивной схемы крайне важно обеспечивать двухстороннюю защиту от встречного включения: как с помощью механической блокировки, так и с использованием блокировочных контактов.
Третий вид схемы — пусковая, она используется при управлении асинхронными двигателями высокой мощности. В общей сборке присутствует по два контактора для каждого из направлений вращения привода. В каждой паре один контактор является пусковым, через него двигатель подключается по схеме соединения обмоток в «звезду», за счёт чего существенно снижаются пусковые токи. По прошествии некоторого времени, необходимого для выхода на номинальные обороты, включается второй контактор, через который реализовано соединение обмоток в «треугольник». Для реализации такой схемы подключения требуется прокладка к двигателю шести жил питания и одного рабочего нулевого проводника, а также установка на основных контакторах реле задержки включения.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов